|
Совет Друзей на службе обществуОсн. в 1927 г. Нобелевская премия мира, 1947 г. совместно с Американским комитетом Друзей на службе Обществу Совет Друзей на службе обществу был создан в Лондоне в 1927 г. для координации миссионерской и благотворительной деятельности Религиозного общества Друзей, более известных под названием квакеров. Согласно воззрениям квакеров, Дух Божий живет в каждом человеке, основоположником учения был английский сапожник Джордж Фоке (1624…1691), болезненно переживавший разрыв между нормами христианской церкви и повседневным поведением ее приверженцев. В 19-летнем возрасте он начал проповедовать способность каждого верующего «сподобиться божественного озарения, которое направит его на праведный путь». Как и религиозные радикалы – пуритане, последователи Фокса часто подвергались гонениям. Больше всего толков вызывала приверженность квакеров принципам равенства и братства, они осуждали войну и насилие как противоречащие воле Божией, провозгласив в 1660 г.: «Мы решительно отвергаем все войны, раздоры и вооруженные столкновения, к чему бы они ни вели и чем бы ни оправдывались». Привнесение этого принципа в повседневную жизнь дало историку Огасту Джорнсу возможность назвать квакеров «пионерами социальной службы». В 1671 г., посетив изгнанных квакеров в Вест-Индии, Фоке призывал освободить всех рабов и позаботиться об их благополучии. Спустя столетие квакеры возглавили энергичную кампанию против рабства, на митингах и в парламентских петициях они требовали положить конец работорговле в британских колониях. В 1792 г. Друзья основали в Йорке приют для гуманного обращения с душевнобольными. Еще в начале XIX в. они стремились к улучшению условий жизни заключенных, добиваясь раздельного содержания мужчин и женщин, распределения преступников по разрядам, привлечения женщин для охраны преступниц. Довольно рано включились квакеры и в движение за трезвость, с 1839 г. перейдя к полному воздержанию и требуя от своих единомышленников отказа от изготовления и распространения спиртных напитков. Начав работу за границей, квакеры помогали жертвам ирландского голода 1847…1848 гг. Во время Крымской войны, когда английские корабли обстреливали побережье Финляндии (тогда входившей в состав России), некоторые квакеры доставляли медикаменты и ухаживали за ранеными. Эти и другие гуманные меры принимались без какого-либо планирования, но чем больше становилось заграничных квакерских миссий, тем важнее было управлять ими централизованно. Поэтому в 1868 г. квакеры создали Ассоциацию иностранных миссий Друзей (АИМД) для облегчения работы в школах, больницах и т.д. При содействии АИМД квакеры отправлялись в Индию, Китай, на Цейлон, Мадагаскар и в другие страны… Другая организация – Комитет Друзей по делам помощи жертвам войны – появилась в 1870 г., когда добровольцыквакеры оказывали помощь в городах, пострадавших от франко-прусской войны. В качестве опознавательных знаков впервые появились восьмиконечные красно-белые звезды. Тогда же впервые квакеры стали оказывать помощь обеим сторонам вооруженного конфликта. Во время первой мировой войны Карл Хит, обращенный в квакерскую веру незадолго до этого, выступил с предложением создать центры мира во всех странах. Предложение было принято на ежегодном собрании в Лондоне, и в 1919 г. был создан Совет международной службы (CMC). В сотрудничестве с Американским комитетом Друзей на службе обществу (АКД) CMC учредил квакерские международные центры для распространения идей доброй воли и укрепления мира. Первые такие центры появились в Европе – например, женевский выступал в прессе в поддержку только что созданной Лиги Наций, он привлекал внимание европейских лидеров к проблеме беженцев, меньшинств и лиц, не имеющих гражданства, стремясь к сотрудничеству различных общественных организаций вокруг Лиги. В 1927 г. АИМД и CMC создали Совет Друзей на службе обществу (СД), который сначала возглавили Гарри Т. Сил-кок и Карл Хит, а после 1932 г. – Хит единолично. Новая организация, штаб-квартира которой располагалась в Лондоне, направила свои усилия прежде всего на то, что именовалось «служением умиротворению». Квакерские центры в Берлине и Варшаве созвали конференции, на которых обсуждались противоречия, вырастающие из условий Версальского договора. Квакеры неоднократно ходатайствовали перед властями в связи с преследованием тех или иных групп населения: немцев во время французской оккупации Рура, австрийцев в Южном Тироле, притеснявшихся итальянцами, немецких политзаключенных в Мемеле, в то время находившемся под литовским контролем. Во время второй мировой войны Комитет Друзей по делам помощи жертвам войны (после 1943 г. Служба помощи Друзей) вновь активизировал свою деятельность. В 1940…1948 гг. он функционировал в Великобритании, Франции, Греции, Нидерландах, Германии, Польше и Австрии. Члены комитета работали в санитарных отрядах, распределяли продовольствие и одежду среди сирот, создавали лагеря для беженцев и перемещенных лиц. Комитеты помощи после войны слились в ССД и в дальнейшем служили задачам послевоенной реконструкции. Нобелевская премия мира 1947 г. была присуждена Совету Друзей на службе обществу и АКД в ознаменование гуманитарных заслуг квакеров на протяжении их многолетней деятельности. При вручении награды представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Квакеры показали нам: то, что таится в сердцах, можно претворить в действие – сострадание к ближнему и желание помочь, симпатия ко всем людям, независимо от национальности и расы, в деятельной форме должна составить основу длительного мира». Премию приняла Маргарет А. Бэкхауз, председатель Совета Друзей на службе обществу и вице-председатель Службы помощи Друзей. В Нобелевской лекции она обрисовала принципы, лежащие в основе деятельности Друзей, коснулась масштаба их работы за последние три столетия и продемонстрировала ее особенности на конкретных примерах. В заключение Бэкхауз отметила: «Приводя эти примеры один за другим, я сознавала, что многие из них раскрывают методы и мотивы, присущие всем людям доброй воли, и общество Друзей не претендует на монополию в этом отношении. Это свидетельствует скорее об универсальности истины, которая объединяет всех нас, и нам остается только молиться о наступлении дня, когда все люди направят помыслы к Царству Божию». Совет Друзей на службе обществу и Комитет Друзей по делам мира и международных отношений объединились в 1978 г. Новая организация оказывала помощь посредством создания медицинских клиник и сельскохозяйственных станций в Индии и Африке, школ и центров отдыха в Ливане и Иордании, в поле ее внимания находились беженцы в Сомали, Зимбабве и Пакистане. Продолжали работу борцы за мир в Северной Ирландии, в различных городах Англии проводились вахты мира, квакеры воздействовали на английское правительство с целью сокращения расходов на вооружения. Позже квакеры распространили свою деятельность на Южно-Африканскую Республику, где способствовали вселению коренных жителей в Кейптаун, оказывали юридическую помощь населению Соуэто и следили за положением политзаключенных. Члены Совета Друзей верят, что их труд представляет собой выражение мира, таящегося в душе каждого человека. «В каждой душе живет свидетель Бога, к которому можно воззвать и который, если будет на то воля Бога, услышит зов и придет на помощь». 1 ноября 1878 г. – 5 мая 1959 г. Нобелевская премия мира, 1936 г. Аргентинский государственный деятель Карлос Сааведра Ламас родился в Буэнос-Айресе в семье Мариано Сааведра Сабалета и урожденной Луисы Ламас. Начальное образование он получил частным образом, затем учился в иезуитской школе и колледже Лакордера. В 1903 г. он окончил университет Буэнос-Айреса. После продолжительного… 26 декабря 1873 г. – 7 октября 1967 г. Нобелевская премия мира, 1933 г. Ральф Норман Энджелл, английский публицист и пацифист, родился в Холбиче (Линкольншир), он был седьмым ребенком в семье преуспевающего землевладельца Томаса Энджелл-Лэйна и мэри Энн Бриттен. Впоследствии Э. изменил фамилию, опустив ее вторую часть. Пройдя подготовительное обучение в Англии, Э. затем был… 25 декабря 1918 г. – 6 октября 1981 г. Нобелевская премия мира, 1978 г. совместно с Менахемом Бегином Египетский государственный и политический деятель Мохаммед Анвар аль-Садат родился в деревне Мит-Абу-эль-Ком в дельте Нила, он был одним из тринадцати детей Мохаммеда аль-Садата, служившего в военном госпитале, и Ситт эль-Баррейн. Все его родственники были ревностными мусульманами, С…. 27 марта 1901 г. – 3 июня 1975 г. Нобелевская премия мира, 1974 г. совместно с Шоном Макбрайдом Японский премьер-министр Эйсаку Сато родился в деревне Табусе (префектура Ямагути), он был младшим из троих сыновей в семье бывшего чиновника и поэта-любителя Хидесуке Сато, занимавшегося изготовлением спиртных напитков (всего в семье было десять детей). Один из его… 21 мая 1921 г. – 14 декабря 1989 г. Нобелевская премия мира, 1975 г. Русский физик и борец за права человека Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве. О семье Сахарова сведений мало, известно, только, что его отец, Дмитрий Сахаров, был профессором физики Московского педагогического института имени Ленина. По словам самого С., он вырос в большой… |