|
Уильяме Бетти СмитРод. 22 мая 1943 г. Нобелевская премия мира, 1976 г. совместно с Мейрид Корриган Ирландская активистка движения за мир Бетти Смит Уильяме родилась в Андерсонстауне, бедном католическом пригороде Белфаста (Северная Ирландия). Она была старшей дочерью протестанта, владельца мясной лавки, и католички-матери, получила католическое воспитание. Родители с самого раннего детства предостерегали дочь от ненависти, которая в течение веков разделяла протестантов и католиков Северной Ирландии. Немалое влияние на девочку оказала бабушка по материнской линии, польская еврейка, большинство ее родственников были уничтожены нацистами во время второй мировой войны. Когда девочке исполнилось 13 лет, ее мать парализовало в результате инсульта и все домашние обязанности легли на Бетти. Она училась в начальной школе св. Терезы и грамматической школе св. Доминика, после чего получила квалификацию секретаря-машинистки. Бетти вышла замуж за морского инженера Эдварда Уильямса – английского протестанта. Некоторое время она путешествовала с мужем, затем стала работать в Белфасте, сохранив интерес к мировой политике. Гражданская война в Северной Ирландии вновь вспыхнула в 1968 г., когда католические студенты под влиянием общественного движения в США создали Североирландскую ассоциацию за гражданские права и начали демонстрации протеста против дискриминации католического меньшинства. Год спустя вспышка насилия и угроза вооруженного вмешательства Ирландской республиканской армии (ИРА) вынудили правительство Северной Ирландии обратиться за помощью к Англии. В 1972 г. британское правительство распустило североирландский парламент, где доминировали протестанты, и установило прямое правление Лондона. Первое время Уильяме симпатизировала радикальным элементам в республиканском движении. Она укрывала католических активистов и помогала переправлять их через границу Ирландской Республики. Однако усиление терроризма ИРА заставило ее усомниться в правомерности таких методов, особенно после того, как двое ее родственников стали жертвами боевиков. Убедившись, что насилие может повлечь только большее насилие, У. совместно с протестантским священником Джозефом Паркером устроила в 1972 г. мирную демонстрацию перед муниципалитетом, а кое-кто из соседей осуждал ее за попытку оказать помощь британскому солдату, пострадавшему в перестрелке. Как говорила У. позже, «люди явно перестали сознавать ценность человеческой жизни». Аналогичный случай в 1976 г. заставил Уильяме предпринять решительные действия. В августе на ее глазах британские солдаты застрелили члена ИРА за рулем его автомашины, которая, потеряв управление сбила троих детей, гулявших с матерью (мать также получила повреждения). Потрясенная гибелью детей, У. стала обходить дома, собирая подписи под мирной петицией. После того, как родственница погибших Мейрид Корриган выступила на телевидении с осуждением террористов ИРА, У. также огласила перед телекамерой свою петицию. Она призвала всех женщин, не считаясь с вероисповеданием, приложить все усилия для прекращения террора ИРА; У. объявила о мирном шествии, которое должно было состояться в Андерсонстауне. 14 августа, следуя призывам Уильяме и Корриган, на улицу вышли примерно 10 тыс. женщин; с молитвами и гимнами они двинулись к детским могилам, не обращая внимания на сторонников ИРА, которые пытались заградить им путь. На следующий день У. и Корриган совместно с корреспондентом дублинской газеты «Айриш пресс» основали движение, получившее название «Сообщество мирных людей». Сообщество организовало мирные демонстрации на территории Соединенного королевства и в Ирландии. Тысячи демонстрантов вышли на улицы Лондондерри, Дублина, Глазго, Лондона. В августе того же года в Белфасте 35 тыс. женщин-католичек перешли границу протестантского района Шэнкилл, где их приветствовали местные жительницы. В Дрозде (Ирландия) в декабре был созван съезд, куда прибыли делегаты Канады, Норвегии, Швеции, Западной Германии, США. Символическая демонстрация прошла по мосту Мира через реку Войн. Здесь в 1690 г. протестантские войска короля Вильгельма III разгромили армию католического монарха Иакова II, протестанты Северной Ирландии отмечали это событие ежегодно. Из основателей Сообщества Уильяме была наиболее энергичной. Критически настроенная по отношению к католической церкви, У. ставила в вину ее иерархам отсутствие морального авторитета. Однажды на нее напали двое сторонников ИРА, приглашенных ею в дом. В связи с этим она признавалась, что прощать врагов «чертовски трудно». Когда стало известно, что работа женщин началась слишком поздно для того, чтобы соответствовать требованиям Нобелевской премии мира 1976 г., норвежские журналисты собрали 340 тыс. долларов в качестве «Народной премии мира», У. и Корриган приняли ее в ноябре того же года в Осло. Норвежский нобелевский комитет, изучив 50 кандидатур, не принял решения; в следующем году Нобелевская премия 1976 г. была присуждена У. и Корриган в знак признания их заслуг в деле мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Эгиль Орвик в своей речи заявил: «Они не считались с трудностью своей задачи… Они обошлись без хитроумных теорий, изощренной дипломатии, пышных демонстраций… » Вместо этого две женщины, продолжал Орвик, «совершили смелый и совершенно бескорыстный поступок, вдохновивший тысячи, давший надежду людям, которые считали, что все пропало». «Мы глубоко преданы политике ненасилия, – заявила Уильяме в Нобелевской лекции. – Тем, кто называет нас наивными идеалистами, мы возражаем: только мы реалисты. Те же, кто сохраняет приверженность милитаризму, толкают к полному самоуничтожению человеческого рода». Несмотря на оппозицию как протестантских, так и католических кругов, Уильяме и Корриган продолжали мирную политику. В 1977 г. число насильственных смертей сократилось почти вполовину. В апреле 1978 г. У., Корриган и Маккеон покинули свои посты в Сообществе мирных людей, чтобы дать возможность проявить свои способности другим активистам. У. постепенно отошла от работы Сообщества, хотя и сохранила интерес к политике. В 1984 г., например, она сопровождала груз продовольствия, переданный Швецией и Норвегией правительству Никарагуа. Разведясь с первым мужем в 1982 г., Уильяме вышла замуж за американского бизнесмена Джима Перкинса и переехала во Флориду с сыном и дочерью от первого брака. 29 июля 1905 г. – 18 сентября 1961 г. Нобелевская премия мира, 1961 г. Шведский государственный и политический деятель Даг Ялмар Агне Карл Хаммаршёльд родился в Йёнчепинге (Швеция), в семье Кнута Ялмара Леонарда Хаммаршёльда и Агнессы Альмквист. Хаммаршёльд – одна из видных шведских фамилий, ее представители служили на государственных должностях и в армии с 1610… 21 мая 1843 г. – 8 февраля 1918 г. Нобелевская премия мира, 1907 г. совместно с Эрнесто Монета Французский юрист Луи Рено родился в Отене (Франция). Его отец, процветающий книготорговец, поощрял интеллектуальное развитие мальчика. Окончив местный лицей, Луи поступил в Коллеж д’Отен, где удостоился отличия по философии, математике и литературе. Он продолжил обучение в Дижонском… 16 октября 1863 г. – 16 марта 1937 г. Нобелевская премия мира, 1925 г. совместно с Чарлзом Дауэсом Английский государственный и политический деятель Джозеф Остин Чемберлен родился в Бирмингеме (Великобритания). Отцом его был Джозеф Чемберлен, преуспевающий промышленник и политик. Мать, Гариет Кенрик, умерла при родах. Отец женился вновь, и спустя 6 лет в семье родился… 27 октября 1858 г. – 6 января 1919 г. Нобелевская премия мира, 1906 г. Теодор Рузвельт, историк, политик и 26-й президент США, родился в Нью-Йорке, он был вторым из четверых детей торговца стеклом Теодора Рузвельта и Марты Буллок, семья ни в чем не терпела нужды. В детстве страдавший от близорукости и астмы, мальчик стал заниматься… 14 января 1875 г. – 4 сентября 1965 г. Нобелевская премия мира, 1952 г. Немецкий врач, миссионер, теолог и музыковед Альберт Швейцер родился в Кейзерберге (Верхний Эльзас, ныне Верхний Рейн), в семье он был вторым ребенком и старшим сыном. Вскоре после рождения Альберта его родители – лютеранский священник Луис Швейцер и Аделе Шиллингер – переехали… |