Всё о знаменитостях
— Биографии
— Достижения
— Фотографии
sonkol.ru
Все о великих людях истории Премии по медицине и физиологии Премии по физике Премии по химии
 
Главная / Нобелевские лауреаты / Премии мира / Сёдерблюм Ларе Олоф Йонатан

Сёдерблюм Ларе Олоф Йонатан

Сёдерблюм Ларе Олоф Йонатан15 января 1866 г. – 12 июля 1931 г. Нобелевская премия мира, 1930 г.

Шведский архиепископ Ларе Олоф Йонатан Сёдерблюм родился в Трене (провинция Хельсингланд), в семье священника Йонаса Сёдерблюма и Софии Блюме. Воспитываясь в благочестивой семье, где знания пользовались величайшим почетом, С. начал изучать с отцом латинский язык в пятилетнем возрасте. Еще в детстве он решил стать священником. Среднее образование С. получил в небольшом городке, после чего в 1883 г. поступил в Упсальский университет, где учился и его отец. Здесь С. изучал греческий, еврейский, арабский и латинский языки и получил степень бакалавра. Такая подготовка позволила ему заняться теологией и историей религии в университетской теологической школе.

Приверженность Сёдерблюм к экуменизму, отличавшая его всю жизнь, проявляется уже в студенческие годы. На христианской студенческой конференции в 1890 г., в которой он принимал участие, С. услышал призыв к единству церквей мира. Взволнованный, он записал в дневнике: «Боже, дай мне смирение и мудрость для служения великому делу единства Твоей церкви». Укрепление экуменизма, предполагавшего преодоление сектантских разногласий ради единства церквей, стало задачей все его жизни.

Получив степень по теологии в 1892 г., Сёдерблюм был рукоположен в пасторы лютеранской церкви. В том же году он опубликовал свою первую книгу о теологии германского реформатора Мартина Лютера. Прослужив некоторое время капелланом психиатрической больницы в Упсале, С. был назначен пастором шведской церкви в Париже. После того как его финансовое положение укрепилось, С. в 1897 г. смог жениться на студентке Упсальского университета Анне Форселл, в их семье родилось 10 детей. С. провел в Париже семь лет. Его приход посещали выдающиеся скандинавские художники, дипломаты, бизнесмены, в т.ч. Альфред Нобель, много жертвовавший церкви. Когда 10 декабря 1896 г. Нобель умер на своей вилле в Сан-Ремо (Италия), С. провел заупокойную службу. Вспоминая Нобеля, он говорил о его «могучем интеллекте, замечательных достижениях, умении поставить силы природы на службу человечеству».

Окончив аспирантуру по теологии, а также истории религии в Парижском университете, Сёдерблюм получил степень доктора теологии. Его диссертация была посвящена идее загробной жизни в зороастризме – персидской религии, распространившейся в VI в. до н.э. Вскоре С. предложили кафедру теологии в Упсальском университете, и в 1901 г. он вернулся в Швецию. Вдохновленный зарубежным опытом и либеральной французской теологией, С. энергично принялся за дело. Он оставался в университете до 1914 г., причем в 1912…1914 гг. читал историю религии еще и в Лейпцигском университете.

Одаренный ученый и педагог, Сёдерблюм подготовил у себя на родине теологический ренессанс. У студентов и коллег он стимулировал интерес к сравнительной религии, равно как к жизни и учению Мартина Лютера. Личное обаяние и могучий ум сделали С. популярным не только в университете, где на его лекции собирались толпы студентов, но и в церковной среде. Шведские университеты захватил интерес к религии, студенты даже основали журнал «Наш лозунг» («Var Losen») и организовали Центр христианских встреч.

В качестве одного из учредителей Всеобщего мирового союза церквей за международное понимание Сёдерблюм готовил его сессию 1914 г. в Констанце (Германия), однако начало первой мировой войны заставило делегатов вернуться домой. Совместно с другими церковными деятелями С. попытался организовать экуменическую конференцию в 1917 г. и вновь потерпел неудачу, т.к. воюющие страны отказали в выдаче паспортов; прибыло лишь пять делегатов из нейтральных стран. Обнародованный ими манифест призывал к братству и миру, что стало темой одной из последующих работ С. Апеллируя к «глубокому внутреннему единству, которое объединяет всех христиан независимо от национальных и сектантских различий», документ призывал все церкви способствовать устранению международных разногласий путем переговоров и арбитража.

После войны Сёдерблюм не оставил забот об экуменизме и мире. Благодаря его энергии и растущему престижу в Стокгольме была организована Всеобщая христианская конференция 1925 г., на которой присутствовало 600 делегатов из 37 стран. Римско-католическая церковь отказалась в ней участвовать, но представители русской православной и основных протестантских церквей прибыли. Под председательством С. делегаты обсудили единое экуменическое вероучение, проблему примирения различных теологических взглядов и достижения всеобщего мира. Делегаты избрали постоянный комитет для организации будущих заседаний. Результатом этой работы стало создание в 1948 г. Всемирного совета церквей.

В ознаменование заслуг в достижении мира через религиозное объединение Сёдерблюм был удостоен Нобелевской премии мира 1930 г.

В Нобелевской лекции он сформулировал три задачи, которые, по его мнению, должна решить церковь во имя мира: довести до сознания христиан, что религия требует придерживаться норм, закона и справедливости как от людей, так и от государств, проповедовать важность «сверхнациональной юридической системы» как средства решения споров между народами, превратить вооруженные силы в защитников мира. В заключение С. объявил об экуменическом конгрессе, который намечался на 1935 г. и должен был состояться в Лондоне. «Мы должны бороться за мир, против схизмы, против безумия страха против ненависти и несправедливости, – говорил С. – Мирная политика достигнет своей цели в той же мере, в которой Царство Божие завоюет сердца людей». Через год после получения Нобелевской премии С. был приглашен читать лекции в Эдинбурге. После первых десяти лекций, прочитанных в мае – июне, он вернулся в Швецию. С. скончался от сердечного приступа в Упсале 12 июля 1931 г.

www.library.by

Садат Анвар

25 декабря 1918 г. – 6 октября 1981 г. Нобелевская премия мира, 1978 г. совместно с Менахемом Бегином Египетский государственный и политический деятель Мохаммед Анвар аль-Садат родился в деревне Мит-Абу-эль-Ком в дельте Нила, он был одним из тринадцати детей Мохаммеда аль-Садата, служившего в военном госпитале, и Ситт эль-Баррейн. Все его родственники были ревностными мусульманами, С….


Хаммаршёльд Даг

29 июля 1905 г. – 18 сентября 1961 г. Нобелевская премия мира, 1961 г. Шведский государственный и политический деятель Даг Ялмар Агне Карл Хаммаршёльд родился в Йёнчепинге (Швеция), в семье Кнута Ялмара Леонарда Хаммаршёльда и Агнессы Альмквист. Хаммаршёльд – одна из видных шведских фамилий, ее представители служили на государственных должностях и в армии с 1610…


Сато Эйсаку

27 марта 1901 г. – 3 июня 1975 г. Нобелевская премия мира, 1974 г. совместно с Шоном Макбрайдом Японский премьер-министр Эйсаку Сато родился в деревне Табусе (префектура Ямагути), он был младшим из троих сыновей в семье бывшего чиновника и поэта-любителя Хидесуке Сато, занимавшегося изготовлением спиртных напитков (всего в семье было десять детей). Один из его…


Чемберлен Джозеф Остин

16 октября 1863 г. – 16 марта 1937 г. Нобелевская премия мира, 1925 г. совместно с Чарлзом Дауэсом Английский государственный и политический деятель Джозеф Остин Чемберлен родился в Бирмингеме (Великобритания). Отцом его был Джозеф Чемберлен, преуспевающий промышленник и политик. Мать, Гариет Кенрик, умерла при родах. Отец женился вновь, и спустя 6 лет в семье родился…


Сахаров Андрей Дмитриевич

21 мая 1921 г. – 14 декабря 1989 г. Нобелевская премия мира, 1975 г. Русский физик и борец за права человека Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве. О семье Сахарова сведений мало, известно, только, что его отец, Дмитрий Сахаров, был профессором физики Московского педагогического института имени Ленина. По словам самого С., он вырос в большой…