Всё о знаменитостях
— Биографии
— Достижения
— Фотографии
sonkol.ru
Все о великих людях истории Премии по медицине и физиологии Премии по физике Премии по химии
 
Главная / Нобелевские лауреаты / Премии мира / Сёдерблюм Ларе Олоф Йонатан

Сёдерблюм Ларе Олоф Йонатан

Сёдерблюм Ларе Олоф Йонатан15 января 1866 г. – 12 июля 1931 г. Нобелевская премия мира, 1930 г.

Шведский архиепископ Ларе Олоф Йонатан Сёдерблюм родился в Трене (провинция Хельсингланд), в семье священника Йонаса Сёдерблюма и Софии Блюме. Воспитываясь в благочестивой семье, где знания пользовались величайшим почетом, С. начал изучать с отцом латинский язык в пятилетнем возрасте. Еще в детстве он решил стать священником. Среднее образование С. получил в небольшом городке, после чего в 1883 г. поступил в Упсальский университет, где учился и его отец. Здесь С. изучал греческий, еврейский, арабский и латинский языки и получил степень бакалавра. Такая подготовка позволила ему заняться теологией и историей религии в университетской теологической школе.

Приверженность Сёдерблюм к экуменизму, отличавшая его всю жизнь, проявляется уже в студенческие годы. На христианской студенческой конференции в 1890 г., в которой он принимал участие, С. услышал призыв к единству церквей мира. Взволнованный, он записал в дневнике: «Боже, дай мне смирение и мудрость для служения великому делу единства Твоей церкви». Укрепление экуменизма, предполагавшего преодоление сектантских разногласий ради единства церквей, стало задачей все его жизни.

Получив степень по теологии в 1892 г., Сёдерблюм был рукоположен в пасторы лютеранской церкви. В том же году он опубликовал свою первую книгу о теологии германского реформатора Мартина Лютера. Прослужив некоторое время капелланом психиатрической больницы в Упсале, С. был назначен пастором шведской церкви в Париже. После того как его финансовое положение укрепилось, С. в 1897 г. смог жениться на студентке Упсальского университета Анне Форселл, в их семье родилось 10 детей. С. провел в Париже семь лет. Его приход посещали выдающиеся скандинавские художники, дипломаты, бизнесмены, в т.ч. Альфред Нобель, много жертвовавший церкви. Когда 10 декабря 1896 г. Нобель умер на своей вилле в Сан-Ремо (Италия), С. провел заупокойную службу. Вспоминая Нобеля, он говорил о его «могучем интеллекте, замечательных достижениях, умении поставить силы природы на службу человечеству».

Окончив аспирантуру по теологии, а также истории религии в Парижском университете, Сёдерблюм получил степень доктора теологии. Его диссертация была посвящена идее загробной жизни в зороастризме – персидской религии, распространившейся в VI в. до н.э. Вскоре С. предложили кафедру теологии в Упсальском университете, и в 1901 г. он вернулся в Швецию. Вдохновленный зарубежным опытом и либеральной французской теологией, С. энергично принялся за дело. Он оставался в университете до 1914 г., причем в 1912…1914 гг. читал историю религии еще и в Лейпцигском университете.

Одаренный ученый и педагог, Сёдерблюм подготовил у себя на родине теологический ренессанс. У студентов и коллег он стимулировал интерес к сравнительной религии, равно как к жизни и учению Мартина Лютера. Личное обаяние и могучий ум сделали С. популярным не только в университете, где на его лекции собирались толпы студентов, но и в церковной среде. Шведские университеты захватил интерес к религии, студенты даже основали журнал «Наш лозунг» («Var Losen») и организовали Центр христианских встреч.

В качестве одного из учредителей Всеобщего мирового союза церквей за международное понимание Сёдерблюм готовил его сессию 1914 г. в Констанце (Германия), однако начало первой мировой войны заставило делегатов вернуться домой. Совместно с другими церковными деятелями С. попытался организовать экуменическую конференцию в 1917 г. и вновь потерпел неудачу, т.к. воюющие страны отказали в выдаче паспортов; прибыло лишь пять делегатов из нейтральных стран. Обнародованный ими манифест призывал к братству и миру, что стало темой одной из последующих работ С. Апеллируя к «глубокому внутреннему единству, которое объединяет всех христиан независимо от национальных и сектантских различий», документ призывал все церкви способствовать устранению международных разногласий путем переговоров и арбитража.

После войны Сёдерблюм не оставил забот об экуменизме и мире. Благодаря его энергии и растущему престижу в Стокгольме была организована Всеобщая христианская конференция 1925 г., на которой присутствовало 600 делегатов из 37 стран. Римско-католическая церковь отказалась в ней участвовать, но представители русской православной и основных протестантских церквей прибыли. Под председательством С. делегаты обсудили единое экуменическое вероучение, проблему примирения различных теологических взглядов и достижения всеобщего мира. Делегаты избрали постоянный комитет для организации будущих заседаний. Результатом этой работы стало создание в 1948 г. Всемирного совета церквей.

В ознаменование заслуг в достижении мира через религиозное объединение Сёдерблюм был удостоен Нобелевской премии мира 1930 г.

В Нобелевской лекции он сформулировал три задачи, которые, по его мнению, должна решить церковь во имя мира: довести до сознания христиан, что религия требует придерживаться норм, закона и справедливости как от людей, так и от государств, проповедовать важность «сверхнациональной юридической системы» как средства решения споров между народами, превратить вооруженные силы в защитников мира. В заключение С. объявил об экуменическом конгрессе, который намечался на 1935 г. и должен был состояться в Лондоне. «Мы должны бороться за мир, против схизмы, против безумия страха против ненависти и несправедливости, – говорил С. – Мирная политика достигнет своей цели в той же мере, в которой Царство Божие завоюет сердца людей». Через год после получения Нобелевской премии С. был приглашен читать лекции в Эдинбурге. После первых десяти лекций, прочитанных в мае – июне, он вернулся в Швецию. С. скончался от сердечного приступа в Упсале 12 июля 1931 г.

www.library.by

Сесил Роберт

14 сентября 1864 г. – 24 ноября 1958 г. Нобелевская премия мира, 1937 г. Английский государственный деятель Эдгар Олджернон Роберт Гэскойн Сесил (виконт Сесил-оф-Челвуд) родился в Лондоне, из пяти сыновей лорда Роберта Артура Талбота Сесила, маркиза Солсбери, он был третьим. Отец С., член палаты общин, позже стал премьер-министром. Окруженный роскошью, обычной в среде британской аристократии,…


Служба верховного комиссара ООН по делам беженцев

осн. в 1951 г. Нобелевская премия мира 1954, 1981 гг. Служба верховного комиссара ООН по делам беженцев (СВКДБ) была создана Генеральной Ассамблеей ООН взамен Международной организации по делам беженцев, которая занималась судьбой 30 млн. европейцев, оставшихся без крова в конце второй мировой войны. Устав Службы обязывал ее заботиться о лицах, которые покинули свою страну из-за…


Осн. в 1927 г. Нобелевская премия мира, 1947 г. совместно с Американским комитетом Друзей на службе Обществу Совет Друзей на службе обществу был создан в Лондоне в 1927 г. для координации миссионерской и благотворительной деятельности Религиозного общества Друзей, более известных под названием квакеров. Согласно воззрениям квакеров, Дух Божий живет в каждом человеке, основоположником учения был…


Мать Тереза

Род. 26 августа 1910 г. Нобелевская премия мира, 1979 г. Албанская монахиня мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась в г. Скопье (бывшая Оттоманская империя, ныне Югославия). Она была младшей из троих детей Николы Бояджиу, богатого строительного подрядчика и торговца, который был связан с албанским националистическим движением и скончался при невыясненных обстоятельствах в год рождения Агнес….


Туту Десмонд Мпило

Род. 7 октября 1931 г. Нобелевская премия мира, 1984 г. Южно-африканский архиепископ Десмонд Мпило Туту родился в Клерксдорпе (провинция Трансвааль), в районе золотых приисков. Его отец, Захария Туту, происходивший из племени банту, преподавал в методической школе. Мать, Алетта, происходила из племени тсвана и была домашней служанкой. Крещенный в методической церкви, Т. затем вслед за родителями…