|
![]() |
Бюиссон Фердинанд Эдуард
Французский педагог и борец за мир Фердинанд Эдуард Бюиссон родился в Париже в протестантской семье судьи Сен-Этьеннского трибунала Пьера Бюиссона и Адель Орели (урожденной д’Эбокур) Бюиссон. Б. учился в колледже Аржентан и лицее Сен-Этьенна, но после смерти отца в 1857 г. был вынужден заняться репетиторством, чтобы поддержать младших братьев и мать. Позже он продолжил свое образование в лицее Кондорсе, а затем изучал философию в Парижском университете (Сорбонне), где и получил степень. Хотя Бюиссон успешно сдал государственный экзамен для учителей, он отказался присягнуть императору Наполеону III, которого считал диктатором, и был лишен возможности работать по специальности. Переехав в Швейцарию, он преподавал философию в Невшательской академии с 1866 по 1870 г. В 1867 г. Б. принял участие в первом Конгрессе мира и свободы в Женеве и совместно с Фредериком Пасси и Джузеппе Гарибальди, итальянским патриотом, создал Лигу мира и свободы. Во время швейцарского изгнания Б. написал ряд статей о мире и образовании. Он также вернулся к написанной ранее работе «Либеральное христианство» (1865), где предлагал заменить организованную религию кодексом личной морали. В этих работах нашли отражение две идеи, характерные для радикального гуманизма Б.: путь к миру лежит через изменение человеческих отношений воспитанием; церковь и государство должны быть формально разделены. После поражения Франции во франко-прусской войне и отречения Наполеона III Б. вернулся в 1870 г. в Париж. Одной из первых его забот стала организация приюта для сирот. В том же году новый министр народного образования назначил Б. инспектором начального образования в Париже. Однако требование Б. положить конец господству католической церкви во французских школах вызвало бурю возмущения в Национальной ассамблее, и он был вынужден подать в отставку. В течение 10 лет число его сторонников выросло настолько, что в 1879 г. он был назначен директором департамента начального образования; этот пост он сохранял за собой 17 лет. Б. способствовал принятию национальных законов о бесплатном обязательном едином начальном образовании во всей стране. Б. создал 4-томный «Словарь педагогики и начального обучения» (1878…1887), кроме того, он издавал педагогический журнал. В 1896 г. Б. покинул правительственный пост и стал профессором педагогики в Сорбонне. Внимание Б. к политике привлекло знаменитое дело Дрейфуса, которое взбудоражило всю страну в 1894 г., когда капитан Альфред Дрейфус, еврей по происхождению, был обвинен в измене на основании лжесвидетельства. Возмущенный волной антисемитизма и стремлением высших офицеров свалить на Дрейфуса вину за чужое преступление, Б. в 1898 г. стал основателем Лиги прав человека. Целью Лиги была не только защита Дрейфуса, но и разоблачение несправедливости в любой форме. В 1902 г. Б. избрали в палату депутатов от партии радикальных социалистов, где он оставался до 1914 г. и вновь вернулся туда в 1919…1924 гг. С началом первой мировой войны, убежденный, что победа Германии будет победой милитаризма и поражением гуманистических идеалов, Б. объявил о поддержке военных усилий Франции. В 1916 г. он одобрил предложение Вудро Вильсона о создании Лиги Наций. Разочарованный условиями Версальского договора 1919 г., который увековечивал вражду между победителем и побежденным, Б. продолжал защищать Лигу как наиболее эффективный инструмент сохранения мира. В то же время он не расстался с убеждением, что ключ к долговременному миру скрыт в образовании. Когда после просрочки репарационных платежей французские и бельгийские войска оккупировали долину Рура – индустриальное сердце Германии, Б. приложил немало усилий для восстановления понимания между французским и германским народами. Он пригласил немецких борцов за мир выступить в Париже и сам предпринял поездку в Германию. Хотя его деятельность националистами обеих стран была воспринята враждебно, французские и бельгийские войска покинули Рур, а германские деловые обязательства были пересмотрены в соответствии с планом Дауэса (названным по имени американского государственного деятеля Чарлза Дауэса). Бюиссон разделил Нобелевскую премию мира 1927 г. с Людвигом Квидде, тогдашним председателем Германского общества мира. При вручении награды представитель Норвежского нобелевского комитета Фредрик Станг отметил: «Правительства и их политика представляют собой не единственную угрозу миру. Постоянная и реальная угроза войны таится также в умах, в психологии масс. Следовательно, целенаправленной борьбе за мир должно предшествовать воспитание людей, общественное мнение надо отвратить от войны как от аргумента в споре, заменив его более высоким идеалом мирного сотрудничества наций, международного суда справедливости для устранения несогласия. Как раз в этом отношении награжденные сыграли столь значительную роль». Бюиссон присутствовал на церемонии награждения и, хотя Нобелевской лекции не представил, в следующем году передал Нобелевскому комитету эссе под названием «Перемены в концепции войны и мира». Отметив, что война перестала быть делом профессионалов, он предупредил, что подводные лодки, авиация и химическое оружие представляют угрозу для всего живого. Б. выразил также надежду, что предложение французского министра иностранных дел Аристида Бриана и американского государственного секретаря Фрэнка Келлога приведет мировое сообщество к отказу от войны как инструмента национальной политики. Вернувшись к теме «мир через воспитание», Б. назвал желательным, чтобы, в то время как дипломаты добиваются переговоров между правительствами, педагоги стремились «оказывать влияние не на руководителей, а на сами народы». Многолетнее служение делу образования укрепило убежденность Бюиссона в том, что воспитание должно быть средством изменения отношения людей к войне и миру. Вскоре после награждения Нобелевской премией он начал развивать международные контакты между профессиональными ассоциациями учителей. Деньги, полученные от Нобелевского комитета, Бюиссон передал пацифистским организациям. В 1924 г. он был удостоен офицерской степени французского ордена Почетного легиона. Вдовец с двумя сыновьями и дочерью, он умер от сердечного приступа в возрасте 90 лет в г. Тьелуа-Сен-Антуан, к северу от Парижа. ![]() 25 декабря 1918 г. – 6 октября 1981 г. Нобелевская премия мира, 1978 г. совместно с Менахемом Бегином Египетский государственный и политический деятель Мохаммед Анвар аль-Садат родился в деревне Мит-Абу-эль-Ком в дельте Нила, он был одним из тринадцати детей Мохаммеда аль-Садата, служившего в военном госпитале, и Ситт эль-Баррейн. Все его родственники были ревностными мусульманами, С…. ![]() 26 декабря 1873 г. – 7 октября 1967 г. Нобелевская премия мира, 1933 г. Ральф Норман Энджелл, английский публицист и пацифист, родился в Холбиче (Линкольншир), он был седьмым ребенком в семье преуспевающего землевладельца Томаса Энджелл-Лэйна и мэри Энн Бриттен. Впоследствии Э. изменил фамилию, опустив ее вторую часть. Пройдя подготовительное обучение в Англии, Э. затем был… ![]() 27 марта 1901 г. – 3 июня 1975 г. Нобелевская премия мира, 1974 г. совместно с Шоном Макбрайдом Японский премьер-министр Эйсаку Сато родился в деревне Табусе (префектура Ямагути), он был младшим из троих сыновей в семье бывшего чиновника и поэта-любителя Хидесуке Сато, занимавшегося изготовлением спиртных напитков (всего в семье было десять детей). Один из его… ![]() 21 мая 1921 г. – 14 декабря 1989 г. Нобелевская премия мира, 1975 г. Русский физик и борец за права человека Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве. О семье Сахарова сведений мало, известно, только, что его отец, Дмитрий Сахаров, был профессором физики Московского педагогического института имени Ленина. По словам самого С., он вырос в большой… ![]() 15 января 1866 г. – 12 июля 1931 г. Нобелевская премия мира, 1930 г. Шведский архиепископ Ларе Олоф Йонатан Сёдерблюм родился в Трене (провинция Хельсингланд), в семье священника Йонаса Сёдерблюма и Софии Блюме. Воспитываясь в благочестивой семье, где знания пользовались величайшим почетом, С. начал изучать с отцом латинский язык в пятилетнем возрасте. Еще в детстве… |
![]() |