Всё о знаменитостях
— Биографии
— Достижения
— Фотографии
sonkol.ru
Все о великих людях истории Премии по медицине и физиологии Премии по физике Премии по химии
 
Главная / Нобелевские лауреаты / Премии по литературе / Бенавенте-и-Мартинес Хасинто

Бенавенте-и-Мартинес Хасинто

Бенавенте-и-Мартинес Хасинто12 августа 1866 г. – 14 июля 1954 г. Нобелевская премия по литературе, 1922 г.

Испанский драматург Хасинто Бенавенте-и-Мартинес родился в Мадриде. Он был младшим из трех детей известного и преуспевающего педиатра. Воспитываясь в культурной семье, он рано стал посещать театр и ставить детские пьески для своих близких. В 1882 г. юноша поступает в Мадридский университет на факультет права. Впрочем, студентом он оказался довольно нерадивым и после смерти отца в 1885 г. ушел из университета и посвятил себя литературе. В течение нескольких лет Б. вел светскую жизнь, а затем стал актером.

Первая из опубликованных книг Б. называлась «Фантастический театр» (“Teatro Fantastico”, 1892) и состояла из кратких драматических диалогов. Через год писатель выпустил том стихов (“Versos”) и прозаический сборник «Письма от женщин» (“Cartas de mujeres”) – первые опыты начинающего писателя в раскрытии женской психологии. Его первая пьеса «Чужое гнездо» (“El mdo ajeno”, 1894) успеха не имела, зато вторая, «Известные люди» (“Gente conocida”, 1896), значительно упрочила его популярность.

Вскоре Бенавенте-и-Мартинес стал известен как один из вождей «поколения 1898 г.», группы испанских писателей, которые стремились восстановить престиж Испании после поражения в испано-американской войне. В 1899 г. драматург стал редактором журнала «Литературная жизнь» (“Vida hterana”), рупора этого движения.

В своих ранних пьесах Бенавенте-и-Мартинес сознательно порывает с мелодрамой Хосе Эчегарай, ведущего испанского драматурга предшествующего поколения. Романтической декламации Б. предпочитает сатиру и иронию. В пьесах Б. интрига – не главное, в основе его творческого метода – остроумие, тонкие социальные намеки и психология характеров. Успехом пользовались такие его ранние пьесы, как «Губернаторша» (“La gobernadora”, 1901), сатира на коррупцию в провинциальном городке, «Субботняя ночь» (“La noche del Sabado”, 1903), аллегорическая пьеса о декадентах на Ривьере, «Принцесса Бебе» (“La Princesa Bebe”, 1906), тонкая сатира, в которой аристократические идеалы противопоставляются демократическим.

Бенавенте-и-Мартинес проявил себя во многих жанрах: из-под его пера выходили комедии, крестьянские драмы, трагедии, водевили, либретто для оперетт, пьесы для детей, сказки, драматические сцены в стиле восточного театра. В 1907 г. драматург пишет в манере итальянской комедии масок свою тридцать третью по счету пьесу «Игра интересов» (“Los intereses creados”). В этой, быть может, самой значительной пьесе Б. хитрый слуга Криспин, пытающийся сосватать своему хозяину богатую девушку, выступает в роли своеобразного режиссера, которому подчиняются остальные действующие лица – самодовольные и эгоистичные марионетки. Кстати, сам Б. не раз на сцене играл роль Криспина.

С 1908 по 1912 г. Бенавенте-и-Мартинес пишет не так много пьес, как обычно; в эти годы он ведет еженедельную рубрику в мадридской газете «Беспристрастный» (“Imparcial”), где пишет на самые различные темы, и становится ведущим литературным критиком Испании.

Пьеса «Страстотерпица» (“La malquerida”) была написана в 1913 г.; эта натуралистическая и психологическая трагедия из крестьянской жизни была единственной пьесой Б., которая пользовалась успехом в Соединенных Штатах, где она два года шла в Нью-Йорке и в провинции.

В 1920 г. Бенавенте-и-Мартинес становится главным режиссером театра «Эспаньоль», национального театра Испании. В этом же году он выставляет свою кандидатуру в кортесы (парламент страны), однако терпит неудачу. В начале 20-х гг. качество его литературной продукции постепенно снижается, и новое поколение критиков относится к его творчеству пренебрежительно. В течение четырех лет Б. не написал ни одной пьесы.

Именно в этот период, в 1922 г., драматургу присуждается Нобелевская премия по литературе «за блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы». Пер Хальстрем, представитель Шведской академии, отметил в своей речи, что «Б. созерцает мир на редкость острым и проницательным взором, а созерцаемое измеряет и взвешивает чутким и гибким интеллектом». «Его главная цель, – продолжал Хальстрем, – воспроизвести богатство и полноту жизни, показать игру характеров и борьбу умов с максимальной правдивостью». На официальной церемонии вручения Б. отсутствовал, поэтому премия была вручена испанскому послу в Швеции.

Когда Бенавенте-и-Мартинес был награжден Большим крестом Альфонсо Мудрого, весьма престижной испанской литературной премией, и удостоен (1924) звания почетного гражданина Мадрида, он вновь вернулся к драматургии. В том же году с успехом шла на сцене его пьеса «Уроки хорошей любви» (“Lecciones de buen amor”). В последующие годы творческая активность Б. заметно возросла – всего же им создано более 170 пьес. Впрочем, пьесы, написанные после получения Нобелевской премии, по единодушному мнению критиков, уступают его ранним произведениям.

Во время гражданской войны симпатии Бенавенте-и-Мартинес были на стороне республиканцев. Его местонахождение долгое время оставалось неизвестным; ходили слухи, что драматург был убит сторонниками генералиссимуса Франко. Согласно другим сведениям, Б. бежал в Валенсию, где был схвачен националистами, возвращен в Мадрид и посажен под домашний арест. После войны писатель принял режим Франко, чем разочаровал многих своих либеральных друзей и поклонников.

В 1944 г., в связи с пятидесятой годовщиной со дня появления на сцене первой пьесы драматурга, Б. получил поздравления со всех концов Испании, его наиболее популярные пьесы шли во многих театрах в новой постановке. Спустя четыре года писатель был удостоен премии Мариано Кавиа за лучшую газетную статью, опубликованную в испанской прессе.

Бенавенте-и-Мартинес, который никогда не был женат, продолжал писать для театра вплоть до самой смерти – писатель умер в Мадриде в 1954 г. от инфаркта.

В годы расцвета его таланта творчество Бенавенте-и-Мартинес пользовалось огромной популярностью не только в Испании, но и во всей Европе, а также в Соединенных Штатах Америки. В 1920 г. английский прозаик Сторм Джеймсон сравнил Б. с «величайшими испанскими драматургами». «Его комедиям свойственны исключительная фантазия, поэтическая грация, техническое совершенство и интеллектуальная исключительность», – писал Джеймсон. В 1929 г. в своей книге о современной испанской литературе английский критик Лесли Уоррен назвал Б. «ведущим испанским драматургом», а в 1947 г. американский литературовед Горацио Смит заметил, что произведения Б. «дают основание считать его одним из самых выдающихся современных сатириков». «Многие из его персонажей переживут его, – отметил эквадорский писатель Луис Харамильо в одной из своих статей в 1971 г., – ибо они не призраки или фантомы, а реальные люди, мужчины и женщины, живущие повседневной жизнью. При этом они сохраняют поэзию, которой их наделил Б. благодаря своему таинственному и магическому таланту».

Тем не менее после смерти Б. отношение к нему критики изменилось. «Его пьесы не выдерживают тщательного анализа, – писал в 1955 г. американский литературовед Роберто Г. Санчес. – В то же время Б. был достаточно умен, чтобы обмануть многих интеллектуалов». Хотя испанский критик Альфредо Маркери считает, что «театр Б. лишен идей и философских наблюдений», он вместе с тем подчеркивает: «Б. имеет много общего с Оскаром Уайлдом и Бернардом Шоу, прежде всего их роднит ирония, игра слов… благодаря чему мысли персонажей звучат по-новому, оригинально».

www.library.by

Шоу Джордж Бернард

26 июля 1856 г. – 2 ноября 1950 г. Нобелевская премия по литературе, 1925 г. Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу родился в Дублине и был третьим ребенком в семье Джорджа Карра Шоу и его жены Элизабет (урожденной Герли). Отец Ш., государственный служащий, впоследствии незадачливый торговец зерном, был алкоголиком, а мать не лишенной таланта певицей и…


Шпиттелер Карл Фридрих Георг

24 апреля 1845 г. – 28 декабря 1924 г. Нобелевская премия по литературе, 1919 г. Карл Фридрих Георг Шпиттелер, швейцарский поэт, романист и эссеист, родился в Листале, неподалеку от Базеля. Когда его отец, правительственный чиновник, был в 1849 г. назначен казначеем Швейцарской Конфедерации, семья переехала в Берн, а Карл остался жить у тети в Базеле…


Эйкен Рудольф Кристоф

5 января 1846 г. – 15 сентября 1926 г. Нобелевская премия по литературе, 1908 г. Немецкий философ Рудольф Кристоф Эйкен родился в маленьком городке Аурих возле голландской границы. Его отец, Аммо Баккер Эйкен, работал в почтовом ведомстве, хотя по своим наклонностям был математиком, а мать, урожденная Ида Мария Гиттерман, была хорошо образованной религиозной женщиной, дочерью…


Элиот Томас Стернз

26 сентября 1888 г. – 4 января 1965 г. Нобелевская премия по литературе, 1948 г. Американский поэт Томас Стернз Элиот родился в Сент-Луисе (штат Миссури). Он был младшим из семерых детей в семье. Среди его предков был преподобный Уильям Гринлиф Элиот, основатель Вашингтонского университета в Сент-Луисе, а с материнской стороны Айзек Стернз, один из первых…


Элитис Одисеас

Род. 2 ноября 1911 г. Нобелевская премия по литературе, 1979 г. Одисеас Элитис – псевдоним греческого поэта Одисеаса Алепуделиса, который родился в Ираклионе на острове Крит. Отец Э., родом из семьи зажиточных землевладельцев с легендарного острова Лесбос в Эгейском море, решил сам устроить свою судьбу и основал на Крите преуспевающее мыловаренное производство. Когда мальчику было…