|
Шульц Теодор УильямРод. 30 апреля 1902 г. Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г. совместно с У. Артуром Льюисом Американский экономист Теодор Уильям Шульц, сын Анны Элизабет (в девичестве Вейсс) Шульц и Генри Эдварда Шульца, родился и получил воспитание на ферме недалеко от Арлингтона (штат Южная Дакота). Из-за острой нехватки рабочей силы во время первой мировой войны он в основном работал на семейной ферме, а не посещал школу, но в 1921 г. поступил на краткосрочные агрокультурные курсы при колледже штата Южная Дакота. Во время начавшейся в 1920 г. экономической депрессии резко упали цены на сельскохозяйственные продукты, обанкротились банки и многие фермеры оказались под угрозой закрытия своих ферм. В надежде разобраться в глубинных причинах этих экономических потрясений, Ш. в 1924 г. вернулся в колледж и в 1926 г. окончил его, получив степень бакалавра наук. Продолжая учебу в Висконсинском университете в качестве аспиранта, он получил степень магистра в 1928 г. и доктора наук по специальности экономика сельского хозяйства в 1930 г. Висконсинский университет в те времена был знаменит не только своим экономическим факультетом, но и своей межфакультетской организацией исследований социальных проблем. Сотрудники факультета оказывали консультации правительству штата и подготавливали проекты аграрного законодательства, что позднее, в период Великой депрессии 30-х гг., легло в основу сельскохозяйственной политики Нового курса. Ш. всегда признавал свой «большой интеллектуальный долг» перед университетскими профессорами. В 1930 г. Шульц начал преподавать экономику сельского хозяйства в колледже штата Айова (ныне университет штата Айова) в Эймсе. По прошествии менее чем четырех лет он был назначен руководителем новой по замыслу кафедры экономической социологии. В ее учебный план входили курсы общей политэкономии, экономики сельского хозяйства и сельской социологии, а ее сотрудники участвовали в совместных работах с теоретиками-экономистами и специалистами в области статистики, в изучении программ развития фермерского хозяйства в русле Нового курса. В начальный период своей работы в Чикаго Ш. увлекся общемировыми сельскохозяйственными проблемами. «Продовольствие для мира» («Food for the World», 1945) – сборник материалов, представленных для организованной им конференции, – обратил внимание на факторы снабжения продуктами питания, сельскохозяйственную рабочую силу, технологию, квалификацию фермеров и капиталовложения в фермерское хозяйство. После второй мировой войны Ш. включился в изучение широкого круга проблем экономического развития. Его интерес к этим проблемам был вызван промышленным возвышением Западной Германии в результате получения ею финансовой и материальной помощи по «плану Маршалла» (названного по имени Джорджа Маршалла). В 50-е гг., когда Шульц руководил «Технической помощью Латинской Америке» – проектом, охватывающим все секторы экономики слаборазвитых стран, включая сельское хозяйство и другие отрасли экономики, – он начал исследовать то, что он называл «человеческим капиталом». Согласно этой концепции, образовательный уровень населения определяет его способность использовать информацию и технологию для развития, равно как и для структурной перестройки. Несмотря на то что стоимость земли и оборудования рассчитывалась с большой точностью, мало что было известно относительно ценности человеческого капитала. В статье «Создание капитала образованием» («Capital Formation by Education»), опубликованной в «Джорнэл оф политикал экономи» («Journal of Political Economy», 1960), Ш. представил оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на образование, равно как и стоимости труда, потерянной человеком за время его учебы. Эта стоимость, хорошо знакомая фермерским и рабочим семьям, которые рассчитывают на то, что их дети смогут пополнять семейные доходы в возможно более раннем возрасте, игнорировалась экономистами, а когда была выдвинута в качестве предмета исследования, была объявлена ими спорной. И хотя расчеты Ш. не были и не могли быть точными во всех отношениях, а сам он обращался к своим студентам и коллегам с просьбой их уточнить, тем не менее его концепция постепенно завоевывала признание, пока многим не стало ясно, что капиталовложения развивающегося мира в образование (т.е. в человеческий капитал) являются решающим фактором. По сути дела, Ш. приобрел славу отца революции вложений в человеческий капитал. Для него эти вложения имели широкий смысл: к ним относились вложения в образование в стенах учебных заведений, дома, на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки. На междисциплинарных симпозиумах и круглых столах, в своих докладах Ш. продолжал выступать с доказательством того, что для слаборазвитых стран инвестиции в человеческий капитал и сельское хозяйство важнее, чем капиталовложения в машины и заводы. Он призывал других ученых отказаться оттого, что он считал «интеллектуальными ошибками» традиционных экономистов, особенно от их стремления учесть стоимость земли, вместо того чтобы делать упор на «качество человека как участника производства». Выступая против традиционного подхода к экономическим отношениям, Ш. стремился к тому, чтобы были приняты во внимание люди, действующие за кулисами математических формул экономистов. Его первой публикацией на тему человеческого капитала была работа «Возникающая экономическая сцена и школьное образование» («The Emerging Economic Scene and Its Relation to High School Education»), опубликованная в сборнике «Школа в новой эре» («The High School in a New Era» 1958). В 60-х гг. он основал при Чикагском университете Центр сравнительного образования. Первый организованный им симпозиум провел обсуждение проблем, связанных со школьным обучением, капиталовложениями в образование и здравоохранение, а также с учебой на рабочих местах. В своей книге «Преобразуя традиционное сельское хозяйство» («Transforming Traditional Agriculture»), опубликованной в 1964 г., Ш. утверждал, что даже в примитивном хозяйстве фермеры действуют рационально и используют свои ресурсы эффективно в пределах той информации, которая им доступна. Он подчеркивал важность проблемы, связанной с деятельностью в условиях несбалансированности, риска и неопределенности, обычных при применении новых методов хозяйствования даже тогда, когда преимущества этих методов продемонстрированы. Исследования в этой области были вызваны так называемой «зеленой революцией» – попытками увеличить сельскохозяйственное производство при помощи применения генной инженерии и других технологических методов, частично разработанных Норманом Борлоугом. Там, где не преуспели займы и субсидии, гибридные семена и новая технология агрокультуры обеспечивали повышение урожаев, особенно в Индии, Пакистане и на Филиппинах. Позднее Шульц проявил особенно большой интерес к образованию женщин и к высшему образованию молодежи, которая могла бы применить свои знания в наиболее подходящей с культурной точки зрения форме для улучшения условий здравоохранения, благосостояния и экономического процветания народов «третьего мира». Короче говоря, Ш. с оптимизмом относился к возможностям развития бедных аграрных народов. «Бедные народы, живущие в странах с низким уровнем доходов, не являются заложниками, скованными железными обручами равновесия нищеты, которую экономисты не способны разрушить», – писал он. Его стратегия, исходя из этого, состояла в том, чтобы выправить возникающие повсюду перекосы и сосредоточить внимание на возможных выборах и доступной информации. Его главной заботой было определить политику, которая могла бы способствовать расширению скрытых в сельском хозяйстве возможностей и использованию их. Это и стало составной частью его стратегии динамического роста. В своих исследованиях динамического развития Ш. внимательно относился к проблемам справедливости – к структуре заработков и их возрастающей неравномерности, что также включалось в понятие динамического развития. Шульц получил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. совместно с У. Артуром Льюисом «за новаторские исследования экономического развития… в приложении к проблемам развивающихся стран». В речи при презентации лауреатов Эрик Лундберг, член Шведской королевской академии наук, назвал Ш. «первым ученым, обобщившим анализ воздействия инвестиций на производительность в области сельского хозяйства. Ш. и его ученики показали, что американская экономика в течение длительного времени получала более высокий доход от «человеческого капитала», чем от вещественного капитала». Как и Льюис, Шульц сочетал преподавание и научную работу с практическими исследованиями. Где бы он ни был, работая по заданиям или проводя симпозиумы, он посещал фермы. «На протяжении ряда лет я часто посещал многие страны с низким доходом, – вспоминал он в своем автобиографическом очерке. – Чтобы узнать то, что я хотел знать, я ездил в сельскую местность и посещал сами фермы». В 1930 г. Шульц женился на Эстер Флоренс Верт. У них две дочери и сын. Коллега Ш. по Йельскому университету описывал его как «свободного в своих убеждениях идеалиста, общительного энтузиаста, который никогда не утомляется от преподавательской деятельности». Когда в возрасте 77 лет он получил Нобелевскую премию, он все еще ежедневно ходил пешком в Чикагский университет. Кроме Нобелевской премии, Шульц был удостоен в 1972 г. медали Фрэнсиса Уолкера, присуждаемой Американской экономической ассоциацией, и в 1976 г. медали Леонарда Элмхерста Международной сельскохозяйственной экономической ассоциации. Он является членом Американской экономической ассоциации и американской Национальной академии наук, членом-основателем Национальной академии образования и членом Американского философского общества, а также Американской академии наук и искусств. Он занимал посты директора и вице-президента Национального бюро экономических исследований, управляющего Международным центром исследований проблем развития в Канаде, попечителя Совета по народонаселению при Институте текущих мировых проблем и Международной службы сельскохозяйственного развития. Он получил почетные ученые степени от Гриннелл-колледжа и колледжа штата Южная Дакота, университетов Иллинойского, Висконсинского, Дижонского, Чилийского католического, университетов штатов Мичиган и Северная Каролина. Род. 15 июня 1916 г. Премия памяти Нобеля по экономике, 1978 г. Американский социолог и педагог Герберг Александер Саймон родился в г. Милуоки, штат Висконсин. Он был вторым сыном Артура Саймона и Эдны (урожденной Меркель) Саймон. Его отец, инженер-электротехник, изобретатель и юрист в области патентного права, в 1905 г. эмигрировал из Германии. Его мать, представитель… Род. 17 января 1911 г. Премия памяти Нобеля по экономике, 1982 г. Американский экономист Джордж Стиглер родился в Рентоне, пригороде Сиэтла, штат Вашингтон. Он был единственным сыном Джозефа Стиглера, агента по продаже недвижимости, и Элизабет Стиглер (в девичестве Хунгиер), которые иммигрировали в Америку соответственно из Баварии и Австро-Венгрии. После окончания средней школы в Сиэтле С…. Род. 30 августа 1913 г. Премия памяти Нобеля по экономике, 1984 г. Английский экономист Джон Ричард Николае Стоун родился в Лондоне. Он был единственным ребенком Элси и Джильберта Стоун. Его отец, адвокат, стремился дать ему классическое образование, чтобы подготовить к карьере юриста. Но С. не проявлял большого интереса к праву и оказался невнимательным учеником как… Род. 15 мая 1915 г. Премия памяти Нобеля по экономике, 1970 г. Американский экономист Пол Энтони Сэмюэлсон родился в Гэри, штат Индиана, в семье Фрэнка и Эллы (в девичестве Липтон) Сэмюэлсон. В 1935 г., еще не достигнув возраста двадцати лет, он получил степень бакалавра в Чикагском университете, где его учителями были такие экономисты, как Фрэнк… Род. 5 марта 1918 г. Премия памяти Нобеля по экономике, 1981 г. Американский экономист Джеймс Тобин родился в г. Шампейн (штат Иллинойс). Он был старшим из двух сыновей Луи Майкла Тобина и Маргарет (урожденной Эджертон) Тобин. Его отец, страстный книгочей и человек с широкими интеллектуальными интересами, работал ответственным за рекламу спортивной секции Иллинойского университета. Мать,… |