Всё о знаменитостях
— Биографии
— Достижения
— Фотографии
sonkol.ru
Все о великих людях истории Премии по медицине и физиологии Премии по физике Премии по химии
 
Главная / Все о великих людях истории / Маяковский Владимир Владимирович

Маяковский Владимир Владимирович

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 (19) июля 1893, село Багдади, Кутаисская губерния (совр. Багдати, область Имерети, Грузия) — 14 апреля 1930, Москва) — русский советский поэт, драматург, виднейший футурист, редактор журналов «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».

Биография

Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье дворянина Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906), служившего лесничим в Эриванской губ., с 1889 в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна (1867—1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. После смерти отца в 1906 г. Маяковский с матерью и сестрами переехали в Москву. В 1906 г. в Москве он поступил в пятую гимназию (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Пастернака Шурой. Прервал обучение в 1908 году и занялся революционной деятельностью.

В 1908 году вступил в РСДРП, трижды арестовывался. Стихи начал писать в 1909 году в одиночной камере Бутырской тюрьмы. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Познакомившись с Давидом Бурлюком, вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу». В 1913 г. обращается к драматургии, трагедия «Владимир Маяковский», автор поставил пьесу и исполнил заглавную роль.

В 1914—1915 гг. работает над поэмой «Облако в штанах».

Летом 1915 г. знакомство с Л. Ю. и О. М. Бриками. Поэма «Флейта-позвоночник». Антивоенная лирика: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон» (1915). 1917 г. «Революция. Поэтохроника».

Снимался в фильмах по собственным сценариям. 1918 г. «Мистерия Буфф» поставлена к годовщине революции.

Лидер объединений левых художников — комфуты, МАФ, Леф, Реф.

1918–19 г. газ. «Искусство коммуны». Пропаганда мировой революции и революции духа. Переезд из Петрограда в Москву. Поэма «150 000 000» — тема мировой революции.

В 1919–21 гг. организовал выпуск «Окон РОСТа». Годы гражданской войны будет считать лучшим временем в жизни, в поэме «ХОРОШО!» благополучного 1927 года ностальгические главы.

В 1922–23 гг. в ряде произведений продолжает настаивать на необходимости мировой революции и революции духа — «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь на генуэзской конференции» и др.

В 1922–26 гг. активно сотрудничал в «Известиях», в 1926–29 гг. — в «Комсомольской правде». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике Б.Пастернака, В.Катаева, М.Светлова. В 1923 году организовал группу Леф (Левый фронт), толстый журнал «Леф» (в 1923-25 гг. вышло семь номеров). Активно печатались Н.Асеев, Б.Пастернак, О.Брик, Б.Арватов, Н.Чужак, С.Третьяков, М.Левидов, В.Шкловский и др. Пропагандировал лефовские теории производственного искусства, социального заказа, литературы факта. Творческие всплески 1923 года — гениальные поэмы «Про это» и «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского.» 1927–28 гг. — тонкий журнал «Новый леф». 24 номера. Летом 1928 года — разочарование в Лефе и уход из организации и журнала.

Сатирические пьесы «Клоп» (1928), «Баня» (1929) поставлены Мейерхольдом. В 1929 году организовал группу «Реф», но уже в феврале 1930 ушёл из неё, вступив в РАПП.

14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский выстрелил себе в сердце из револьвера. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12. Очевидно, это было самоубийство. Однако, вопреки посмертной просьбе самого поэта «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.», продолжаются спекуляции вокруг его смерти. Часто высказывается версия об убийстве, однако дополнительные экспертизы и расследования каких-либо неоспоримых доказательств этой версии не обнаружили.

Творчество

Уже первое стихотворение «Багровый и белый отброшен и скомкан…» могло стать манифестом авангарда в поэзии. Никогда ещё поэзия не была настолько свободно экспрессивна и метафорична. «Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые» или «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб». Поражало воображение сочетание энергии митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью. «Скрипка издёргалась упрашивая». Ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство. «И я воспевающий машину и Англию / Может быть просто / Самого обыкновенного Евангелия / Тринадцатый апостол».

В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914, поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916—1917). Оригинальное творчество началось после знакомства с поэзией символиста Андрея Белого. По признанию поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена; нередко можно встретить утверждение, что стихосложение Маяковского уникально, и он не имел предшественников, но это не совсем так. Для метрики Маяковского характерно широкое использование акцентного стиха в сочетании с вольными вариантами классических размеров — ямба и хорея; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского.

Впрочем, о «лесенке» Маяковского ходили более приземленные слухи. Некоторые были убеждены, что поэт «ломал» строчки лишь для того, чтобы увеличить свой гонорар за публикацию стихов, так как тарифицировалась каждая строка произведения.

Связывают стих Маяковского и с литургическим восьмигласием. Однако, в целом, это абсолютно оригинальный поэт и среди предшественников и на фоне всей последующей поэзии. Призыв Маяковского: «Уважаемые поэты московские / Я в искусстве правду любя, / Умоляю не делайте под Маяковского. / Делайте под себя» был излишним. «Под Маяковского» не удавалось и не удается никому, даже ближайшему ученику Николаю Асееву.

Благодаря мощному голосу и блестящим артистическим способностям, он становится явным лидером всех публичных выступлений футуристов. тет

После 1917 сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф», 1918, поэмы «150000000», 1921, «Владимир Ильич Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня», 1929). «Время митингов и собраний» как нельзя больше способствует победоносному шествию с эстрады в народ. В это время страна ещё едина в ожидании мировой революции, падения всех государств и эры всеобщей справедливости. Многие исследователи Маяковского утверждают, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в реальностях социалистического строя, хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Впрочем, «Прозаседавшиеся» и монолог «О дряни» уже приоткрывали двери новым зощенко, аверченко и булгаковым. Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой. Широк слишком широк поэт, «надо бы сузить». Маяковского тщетно пытались сузить. Для одних он великий лирик. Для других трибун, поэт революции. Для Ленина прежде всего хороший сатирик. Для Сталина — громадный поэт, который, в отличие от Пастернака, так и не написал про него гениальный стих. Про Ленина написал, а про Сталина нет. Началась планомерная травля поэта и постепенное вытеснение его из литературы и жизни.

Показательно, что строчки из американского цикла, написанные ещё в 1925 году:

Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят —  что ж?!
По родной стране  пройду стороной, как проходит  косой дождь.

автор тогда не решился включить в текст стихотворения, но в 1928 году опубликовал их в составе критической статьи, хотя и с извиняющимся пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем пёрышки вырвал». Существует мнение, что даже в панегирической поэме «Хорошо» Маяковский издевается над парадным официозом. «Жезлом правит, что б вправо шёл. / Пойду направо. / Очень хорошо.» Возможно, это непроизвольная самопародия, но не исключено и предвестие постмодернистского «Милиционера» Пригова. Гении часто опережают самих себя. Маяковскому ныне ставят в вину его приверженность Октябрьской революции. Однако, революцию воспевали Блок, Брюсов, Есенин, Клюев, Пастернак (поставивший, однако, целесообразность революции под вопрос в романе «Доктор Живаго»), Хлебников и многие-многие другие, искренне и с восторгом принявшие революцию как царство третьего завета. Таково было всеобщее опьянение даже великих поэтов. В поэме «Во весь голос» (1930) — утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Однако таинственным образом исчезла поэма «Плохо». Маяковский все свои записные книжки хранил. Из репертуара были изьяты его резко сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Из уже отпечатанного журнала по распоряжению сверху были вырваны его юбилейные портреты. Кроме того, от Лубянки поступила странная посылка с револьвером.

Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию XX века. Особенно на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко, Р. Рождественского, К. Кедрова. В поэзии иронистов и постмодернистов присутствует как некий изначально комментируемый и интерпретируемый с обратным значением текст.

Покончил жизнь самоубийством (застрелился) 14 апреля 1930 года. В своё время было много слухов, что это было убийство, но в 1990-х годах была проведена экспертиза на основе вещей Маяковского, хранящихся в его музее, пришедшая к выводу, что стрелял он сам. Впрочем, никакая экспертиза не может быть стопроцентно достоверной. Версию самоубийства решительно отвергал Николай Асеев, прокричавший прямо с трибуны: «Тут что-то не так! Его убили». Возможно, мы никогда не разгадаем таинственную возню спецслужб вокруг гибели поэта. Совершенно непонятно, почему через десять дней после допроса последней любви поэта Вероники Полонской расстрелян следователь, ведший это запутанное расследование. Вопросов и гипотез тут больше чем достоверных фактов. В последних стихах поэт несомнено прощается с жизнью и причины ухода отнюдь не политические «любовная лодка разбилась о быт». Это слова не политика, а нежнейшего и тончайшего лирика. Лучше всего о нём сказала девяностолетняя переводчица «Дневника Анны Франк», Рита Райт-Ковалёва: «Он был нежен!». Лучшая эпитафия для поэта, который всю жизнь стремился быть грубым, сыном эпохи.

:Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и тёплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Поэт и Бог

Поэт воплощает представление о человеке как венце мировозрения, имеющем право не считаться ни с чем и ни с кем, что вне его. Вызов Небу — это вызов и Богу, прямо заявленное сомнение в его всемогуществе.

 
Всемогущий, ты выдумал пару рук,
сделал,
что у каждого есть голова,-
отчего ты не выдумал,
чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать?!

(Облако в штанах, 1914-15)

Упрек Всемогущему переходит в резкое богоборчество с предельно кощунственными и при этом врезающимися в сознание образами:

Я думал — ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Творчество Маяковского, прекрасно знавшего Священное писание, насыщено цитатами и подспудным ссылками на него, постоянным спором с ним.

Бунтарь в стане победителей

Поэма «Облако в штанах» и стихотворения 10-ых гг. в момент их появления воспринимались как протест против господствующей системы ценностей.

В первые же после октябрьские годы те же строки, оставаясь неизменными, прочитывались уже совсем иначе. Под знаком плюс в его стихах — «гонимая» городская беднота, «эксплуатируемые» рабочие, кто «был ничем», а после Октября «стал всем» — по крайней мере, их их объявили «положительными» и хозяевами жизни. Те же, кто в глазах поэта незаслуженно занимали господствующее положение, теперь были брошены к ногам победителей. «Богатых» лишили гражданских прав, обрекли на общественное презрение и гибель. Энергия опровержения общепринятого и господствующего превратилась в энергичную поддержку как раз того, что сделалось господствующим.

Маяковский стал поэтом победившей революции прежде, чем успел написать хотя бы одно послереволюционное стихотворение.

Еще в 1918 г. в предисловии к поэме «Облако в штанах» Маяковский писал, что считает это произведение «катехизисом сегодняшнего искусства» .»Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию».

Недаром Маяковский употребил слово «катехизис». Оно помогает понять взгляд Маяковского на собственную роль. Поэт видел в себе того, кто своим творчеством создает «догму и мораль». новой веры и помогает приобщаться к этой вере. Он ощущал себя избранным для того дела, которое нельзя поручить любому. Первые послереволюционные стихотворения показывают два лика революции — «Звериный» и «великий». Для него революция — начало подлинного обновления искусства. Яростная надежа на коренное преобразование выражена чередой поэтических гипербол, пронизанных пафосом отрицания культурных традиций:

Белогвардейца
найдете и к стенке.
А Рафаэля забыли?
Забыли Растрелли вы?
Время
Пулям
по стенке музеев тенькать.
Стодюймовками глоток стар
расстреливай!

Воля соединялась с верой в возможность и необходимость воздействия поэтическим словом на огромные массы людей и целые сословия. Плакатность его творчества буквально: он постоянно делает подписки к рисункам и плакатам. Силой своего таланта он делал чужую смерть, убийство другого, к тому же ставшего в огне Гражданской войны врагом, нестрашными.

Кинематограф

В 1918 году Маяковский снялся в фильме «Барышня и хулиган», поставленном по сценарию, написанному самим Маяковским. Через 50 лет сценарий не остался забытым — в 1970 году вышел телефильм-балет «Барышня и хулиган» на основе сценария 1918 года.

Илон Маск

Илон Маск — предприниматель и инноватор, который считается одним из ведущих деятелей в таких областях как космические полеты, электрические автомобили и обновляемые источники энергии. Краткая биография Маска представлена ниже: Ранние годы: Дата рождения: 28 июня 1971 года. Место рождения: Претория, ЮАР. В детстве увлекался компьютерами. В 12 лет продал свою первую компьютерную игру. Образование: Короткое…


Майкл Джексон

1958-2009 Полное имя: Майкл Джозеф Джексон Родился: 29 августа 1958 года в городе Гэри, штат Индиана, США Известен как “король поп-музыки” Хиты: I Want You Back, Don’t Stop Til You Get Enough, Billie Jean, Bad, Black or White, Earth Song 1969 год – контракт со студией звукозаписи. Майкл – седьмой из девяти детей в семье…


Эйлер Леонард

Леонард Эйлер (нем. Leonhard Euler; 4 (15 апреля) 1707, Базель — 7 (18 сентября) 1783, Санкт-Петербург) — выдающийся математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Эйлер — самый продуктивный математик в истории, автор более чем 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям,…


Эйнштейн Альберт

Альберт Эйнштейн (нем. Albert Einstein см. немецкое произношение имени (info)), (14 марта 1879 — 18 апреля 1955) — физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности; лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года; его имя прочно ассоциируется с гениальностью и силой человеческого мышления. Иностранный член-корреспондент РАН (1922), иностранный почётный член…


Энгельс Фридрих

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels; 28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя — 5 августа 1895, Лондон) — один из основоположников марксизма, друг и соратник Карла Маркса. Биография Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец, Фридрих Энгельс, сторонник пиетизма, стремился дать детям религиозное воспитание. До 14 лет Энгельс…