|
Андронов Александр АлександровичАлександр Александрович Андронов (11 апреля 1901, Москва — 31 октября 1952, Горький) — советский учёный-физик, специалист в области электротехники, радиофизики и прикладной механики, создатель нового направления в теории колебаний и в динамике машин, талантливый деятель высшей школы. Академик АН СССР c 30 ноября 1946 в отделении технических наук (механика, радиофизика, автоматическое регулирование). Профессор, заведующий кафедрой «Теории колебаний и автоматического регулирования» радиофизического факультета Горьковского Государственного Университета им. Н. И. Лобачевского (ныне ННГУ). Семья А.А. Андронов родился 11 апреля 1901 года в Москве. Мать – Липская Лидия Александровна, домохозяйка. Ее отец Александр Петрович Калинин (1835-1905 гг) – Яранский купец второй гильдии, был достаточно зажиточным человеком. Лидия Александровна кончила Третью московскую гимназию, получила свидетельство «Домашний учитель». С отцом Александра Александровича она разошлась, когда дети (Саша – старший и Нина – младшая) были ещё маленькими. Все трое жили на средства деда, купца Александра Петровича Калинина. В 1907 дед умер, а в 1909 Лидия Александровна вышла замуж за известного в Москве врача-гинеколога Липского Корнелия Адамовича, который хорошо относился к детям, и помог дать им хорошее образование. В детстве А.А.Андронов решил, что будет врачом. Ему виделась новая медицина — не одно лишь «искусство врачевания», а ещё и наука, широко использующая достижения математики и физики. Поэтому, готовя себя к медицинскому поприщу, он ещё в школьные годы занялся изучением высшей математики. Образование В 1918 году А.А. Андронов окончил в Москве Трудовую школу II ступени (среднюю школу). В 1918-20 гг Александр Александрович трудился рабочим-браковщиком на заводе «Пулемёт», монтёром на электростанции, затем вступил добровольцем в Красную Армию, работал в военно-продовольственном отряде Латвийской Советской республики, был лектором Троицкого укреплённого района. Осенью 1920 года перенёс плеврит в тяжелой форме, был признан негодным к военной службе и в этом же году поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ) на электротехнический факультет, где была специализация по радиотехнике. С 1921 года одновременно с занятиями в МВТУ А.А. Андронов стал посещать лекции на физико-математическом факультете Московского университета (МГУ). Интерес к физике оказался настолько сильным, что в 1923 году он перевёлся в МГУ. В 1925 году А.А. Андронов окончил МГУ по специальности «теоретическая физика». Научная деятельность до войны А.А. Андронов много занимался математикой и приобрёл математическую культуру, значительно более глубокую и разностороннюю, чем та, которой обычно обладают физики. В годы аспирантуры (1926-1929гг.) Александр Александрович под руководством выдающегося физика Л.И. Мандельштама занимался сначала статистической физикой и некоторыми вопросами квантовой механики. Затем его творческие силы сосредоточились на вопросах генерации колебаний, решение которых определило направление его дальнейшей научной деятельности. Фундаментальная работа А.А. Андронова «Предельные циклы Пуанкаре и теория колебаний», которую он представил в качестве кандидатской диссертации, была в 1929 году опубликована в докладах Парижской академии наук. Александр Александрович установил связь между теорией генерации колебаний и теорией устойчивости Ляпунова, ввёл понятие и математическое определение автоколебаний, разработал их теорию, связав её с качественной теорией дифференциальных уравнений, с топологией и с общей теорией устойчивости движения. Тем самым был заложен фундамент теории нелинейных колебаний, основным методом которой стал разработанный А.А. Андроновым метод точечных отображений. В связи с задачами теории нелинейных колебаний Александр Александрович занялся дальнейшим развитием качественной теории дифференциальных уравнений. Он внёс в неё новые идеи и получил ряд существенных математических результатов. Ещё до окончания университета (с 1924 года) А.А. Андронов начал вести педагогическую работу в качестве ассистента в Московском государственном педагогическом институте, где преподавал механику и теоретическую физику. Таким образом он стал преподавателем будучи сам студентом. Эту же работу А.А. Андронов вёл и во время аспирантуры, и после её окончания, но уже как доцент. С 1929 года Александр Александрович становится научным сотрудником Всесоюзного электротехнического института, а в 1930 году он зачислен в НИИ физики при Московском университете. Научная деятельность в годы войны Во время Великой Отечественной войны (в 1941 – 1944 гг.) А.А. Андронов занимался по заданиям конструкторских бюро работами оборонного характера (магнитная защита кораблей, траление магнитных мин и др.). Эти работы были отмечены 1 декабря 1943 года приказом Наркома по Просвещению тов. В.П. Потемкиным, в котором Александру Александровичу была объявлена благодарность и премия. 4 ноября 1944 года он был награждён Президиумом Верховного Совета СССР орденом «Красная Звезда». Научная деятельность в послевоенный период В послевоенные годы А.А. Андронов активно участвовал в работе Института автоматики и телемеханики (ИАТ) Академии наук СССР (теперь Институт проблем управления). Вскоре после войны он организовал в этом институте постоянно действующий научный семинар, на котором обсуждались новейшие проблемы теории нелинейных колебаний и теории автоматического регулирования. Приезды А.А.Андронова в Москву и работа этого семинара оказали большое влияние на учёных ИПУ, которое не изгладилось до сего дня. В стенах ИПУ Александр Александрович воспитал целую группу учёных, которые уже много лет ведут оригинальные научные исследования. Это М.А. Айзерман, М.В. Мееров, В.В. Петров и другие. Однако наиболее интенсивная и плодотворная деятельность А.А. Андронова как учёного, педагога и организатора развернулась в г. Горьком, куда он в 1931 г. вместе с группой талантливых молодых учёных (М.Т. Грехова, В.И. Гапонов, Е.А. Леонтович, А.Г. Любина) переехал на постоянное местожительство. Руководствуясь глубоко патриотической заботой о росте советской науки и развитии высшего образования, А.А. Андронов уже в немолодые годы рассматривал создание крупных центров науки в провинции как важнейшую государственную задачу. Ради выполнения этой задачи он и приехал работать в Горьковский исследовательский физико-технический институт (ГИФТИ) и в Горьковский государственный университет (ГГУ), профессором которого он оставался до конца жизни. Деятельность А.А. Андронова в ГГУ (ННГУ) Всё новое, всё самое передовое А.А. Андронов стремился внедрить в Горьковском университете. Так по его инициативе в ГИФТИ началась работа по созданию цифровой вычислительной машины (т.н. машина ГИФТИ), одной из первых в СССР. Хотя эта работа из-за существовавших в то время организационных и технических трудностей и не была доведена до конца, приобретённая культура в этой области позволила в дальнейшем не только достигнуть больших научных результатов, но и создать впоследствии в Горьковском университете первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики для подготовки высококвалифицированных математиков-вычислителей. А.А. Андронов был одним из организаторов радиофизического факультета ГГУ (1945 г.) – первого в стране факультета этого профиля. На радиофаке были созданы специализации по теории колебаний и автоматическому регулированию, по распространению радиоволн и радиоастрономии, по электродинамике и электронике сверхвысоких частот, по статистической физике и др. Научной базой подготовки специалистов по вышеуказанным направлениям стали созданные затем Научно-исследовательский радиофизический институт (НИРФИ) и Научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики (НИИ ПМК). В последующие годы эта база ещё более укрепилась после создания при Горьковском Университете Института механики, а также с появлением в г. Горьком Института прикладной физики Академии наук СССР (ныне ИПФ РАН). А.А. Андронов придавал очень большое значение уровню преподавания и постоянно заботился о его росте. Он создал в Горьковском университете курс теории колебаний, читал лекции по электродинамике и теории относительности. Александр Александрович считал, что для провинциальных вузов особенно опасен отрыв преподавания от переднего края науки и техники, поэтому он требовал тесной связи университета с научно-исследовательскими институтами г.Горького и других городов страны. В результате трудной организационной работы по созданию условий для плодотворной научно-исследовательской и педагогической деятельности, которая была проведена А.А. Андроновым и его последователями, в Горьковском университете стал преобладать андроновский стиль: высокая требовательность, ответственность, принципиальность, научный и педагогический энтузиазм. Благодаря проделанной работе, уровень преподавания и подготовка специалистов по физике и математике в Горьковском университете достигли уровня столичных вузов. Борьба за то, чтобы университет был не просто местом, где учат, где ставят отметки и выдают дипломы, а местом, где дружный коллектив ведёт большую научную и педагогическую работу, постепенно передавая свои знания молодежи и приобщая её к творческому труду, привела к тому, что Горьковский университет превратился в крупный научный и педагогический центр нашей страны. А.А. Андронов считал необходимым приглашать в Горьковский университет крупных учёных из других городов для чтения некоторых курсов и отдельных лекций, чтобы научные работники, преподаватели, аспиранты и студенты всё время чувствовали пульс современной науки, знакомились с новейшими открытиями. Изучение жизни Н.И. Лобачевского По инициативе и под руководством А.А. Андронова в последние годы его жизни была проведена большая работа по изучению жизни и деятельности гениального русского математика Н.И. Лобачевского. Изучение, поиски многочисленных документов с несомненностью доказали, что Лобачевский родился в Нижнем Новгороде. Эти изыскания в значительной степени способствовали тому, что Нижегородский университет носит теперь имя Н.И. Лобачевского. Научная школа Вскоре после приезда в г. Горький вокруг А.А. Андронова сплотилась группа молодых учёных и преподавателей (А.С. Алексеев, Н.Н. Баутин, И.Л. Берштейн, Г.С. Горелик, А.Г. Майер, С.М. Рытов и др.). В созданной им творческой атмосфере не могла не развиваться серьезная, настоящая наука и научая школа в том высоком смысле слова, который вкладывал в это понятие сам Андронов. «Научной школой я назову группу научных работников, возглавляемых одним или несколькими ведущими фигурами, объединённых областью научной работы и её методом, дающих в науке нечто новое, оригинальное, характерное для всех работников данной школы», — говорил он. «Для научной школы характерна апробация трудов внутри школы, что обеспечивает высокий научный уровень работ. Живой контакт с крупным учёным, участие в коллоквиумах и семинарах, когда открывается возможность систематически воспитывать научного работника, является фактом первостепенного значения». Именно такой и представляется Горьковская школа нелинейных колебаний Андронова, в которой воспиталось уже не одно поколение учёных. Конкретный предмет исследования научной школы — теория нелинейных колебаний, а в более широком, современном плане — динамика систем. Сюда входят математические аспекты теории, разработка и обоснование математических методов и приёмов исследования динамики и, разумеется, расчёты динамики (в том числе расчеты автоколебательных режимов) в самых различных прикладных областях – от механики и автоматического регулирования до биологии и экономики. Научная школа Андронова известна сейчас во всём мире. Ученики А.А.Андронова и ученики его учеников, развивая научные идеи своего учителя, достигли значительных успехов. Научная тематика школы существенно расширилась, значительно возросло число исследователей, занятых разработкой проблем теории колебаний и смежных областей науки. Ученые об А.А. Андронове Г.С. Горелик об А.А. Андронове «Одной из характерных черт А.А.Андронова как исследователя была его целеустремленность. Другой характерной его чертой была страстная потребность в полнейшей, абсолютной логической ясности. С ней было связано его стремление при разработке любого научного вопроса к исчерпывающему знанию его истории и всех его связей с другими вопросами, к стройной классификации всех возможных случаев, к применению возможно более общих математических методов. С потребностью Андронова в логической ясности глубоко гармонировала его принципиальность, а также его необычайная требовательность к качеству изложения научных результатов. А.А.Андронов не мог без раздражения читать работы, где неясно, что постулируется, что доказывается, при каких предположениях. «Выясним сначала логическую структуру» — типичное его вступление к обсуждению научного доклада или рукописи. Необходимо добавить, что логика Андронова не была холодной и абстрактной. Достижение логической ясности как-то очень легко, само собою, сочеталось у него с возникновением плодотворных понятий, наглядных картин, выразительных терминов». Н.Н. Баутин об А.А. Андронове «При каждом случайно возникавшем разговоре на любую тему обнаруживалось, что и это Андронов тоже знает. Наконец мы вовсе престали удивляться энциклопедичности его знаний, какой бы области они ни касались. Часто в наших спорах мы стали пользоваться «недозволенным приемом», при недостатке собственных аргументов говорили: «Так сказал Александр Александрович». Это действовало мгновенно и безотказно, о чем бы спор ни заходил – о физике или математике, о биологии, медицине или истории. Что касается художественной литературы, то у Андронова были очень резко выраженные вкусы и пристрастия по отношению к писателям и даже к отдельным произведениям. Очень любил он и отлично знал всего Пушкина, Герцена, Лескова. Он мог читать наизусть, страница за страницей, не только стихи, но и прозаические произведения… прозу Герцена, такую непростую. Любил «Думу про Опанаса» Багрицкого. Не сразу, но крепко полюбил Пастернака…» Последние годы жизни Научные труды и общественная деятельность А.А. Андронова были высоко оценены правительством и народом. А.А. Андронов не только академик: в 1947 году он избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Он был также избран членом Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1950 году А.А.Андронов был избран депутатом Верховного Совета СССР. 31 октября 1952 года А.А. Андронова не стало. В возрасте 51 года он умер от тяжёлой формы гипертонии. Список научных трудов:
Илон Маск — предприниматель и инноватор, который считается одним из ведущих деятелей в таких областях как космические полеты, электрические автомобили и обновляемые источники энергии. Краткая биография Маска представлена ниже: Ранние годы: Дата рождения: 28 июня 1971 года. Место рождения: Претория, ЮАР. В детстве увлекался компьютерами. В 12 лет продал свою первую компьютерную игру. Образование: Короткое… 1958-2009 Полное имя: Майкл Джозеф Джексон Родился: 29 августа 1958 года в городе Гэри, штат Индиана, США Известен как “король поп-музыки” Хиты: I Want You Back, Don’t Stop Til You Get Enough, Billie Jean, Bad, Black or White, Earth Song 1969 год – контракт со студией звукозаписи. Майкл – седьмой из девяти детей в семье… Иосиф Самуилович Шкловский (18 июня (1 июля) 1916, Глухов — 3 марта 1985, Москва) — советский астроном, астрофизик, член-корреспондент АН СССР (1966), автор девяти книг и более трехсот научных публикаций, лауреат Ленинской премии (1960, за концепцию искусственной кометы), основатель школы современной астрофизики — отдела радиоастрономии Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга (ГАИШ) Московского университета,… Генрих Шлиман (нем. Johann Ludwig Heinrich Julius Schliemann), 6 января 1822, Нойбуков, Мекленбург-Шверин — 26 декабря 1890, Неаполь — немецкий предприниматель и археолог, прославившийся своими находками в Малой Азии, на месте античной Трои. Биография Шлиман родился 6 января 1822 г. в городке Нойбуков (Neubukow) в Мекленбург-Шверинском герцогстве, в семье небогатого протестантского священника. Его детство кончилось… Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer, 22 февраля 1788, Данциг (ныне Гданьск) — 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне) — немецкий философ. Сын банкира и писательницы. Один из самых известных мыслителей иррационализма, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, преклонялся перед философией Иммануила Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды). Называл… |