Всё о знаменитостях
— Биографии
— Достижения
— Фотографии
sonkol.ru
Все о великих людях истории Премии по медицине и физиологии Премии по физике Премии по химии
 

Рубенс Петер Пауль

Петер Пауль Ру́бенс (нидерл. Peter Paul Rubens) (29 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — один из самых знаменитых фламандских живописцев.

Происхождение 

Из старинной семьи антверпенских граждан. Его отец Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден бежать за границу.

Сначала он поселился в Кёльне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого. Эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая оказалась достоянием общественности. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку.

Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и прожил со своей семьёй с 1573 по 1578 гг., и где, вероятно, 29 июня 1577 г., родился будущий великий живописец.

Ранние годы

Детство Петера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.

Общее образование Рубенс получил в иезуитской коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по её части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван-Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодого художника любовь ко всему античному.

В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.

По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию. Судя по копиям, сделанным Р. с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и др., можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.

Итальянский период

В итальянский период своей деятельности, Рубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьёзную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать: “Воздвижение Креста”, «Терновый венец» и «Распятие» (1602; в госпитале в длмифологического и жанрового содержания, между прочим: «Поклонение волхвов» (в антверпенском музее), «Бегство Лота» (в луврском музее, в Париже), «Христа и Грешницу» (в мюнхенской пинакотеке), «Воскрешение Лазаря» (в берлинском музее), «Вакханалию» (в Императорском Эрмитаже, № 551), «Вакха» (там же, № 550), «Сад любви» (в мадридском музее, в дрезденской галерее и др. местах), « Игру кавалеров и дам в парке» (в венской галерее), «Возчиков камней» (в Императорском Эрмитаже, № 594) и проч.

В 1626 г. умерла первая жена Р., Изабелла, а в 1630 г. он вступил во второй брак с Еленой Фоурман, которая с той поры стала появляться почти в каждой картине своего мужа. Из многочисленных (более 20) портретов этой особы, писанных самим Р., пользуются известностью в особенности мюнхенский, венский (так назыв. «à la petite pelisse») и эрмитажный (№ 576). Последние десять лет жизни Р. (1630—40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности. В эти годы он произвёл одно из лучших своих созданий — знаменитый триптих «Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу» (в венской галерее; эскиз для него — в Императорском Эрмитаже, № 557), продолжал работать в уатгальском дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих «Жизнь Апеллеса» (в 9 сценах), «Историю Константина» (12 сцен, в Garde meuble, в Париже), «Триумф церкви» (в 9 сценах, в мадридском музее и в гровенорской галерее, в Лондоне).

Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Р. было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собой городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти эскизы — в мюнхенской пинакотеке и в Императорском Эрмитаже, №№ 558, 561—566).

Кроме этих значительных работ, Рубенс исполнил немало и других, каковы, например серия охотничьих сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде, картины «Суд Париса» (в Лондонской национальной галерее и в мадридском музее) и «Диана на охоте» (в берлинском музее), а также целый ряд пейзажей, в том числе «Прибытие Одиссея к Феакийцам» (в галерее Питти, во Флоренции) и «Радугу» (в Императорском Эрмитаже, № 595). Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Р. находил время заниматься и другими делами; так, например, он вёл переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолой и сэром Дудлеем-Карлтоном, увлекался коллекционированием резных камней, причём для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток. Смерть застигла великого мастера ещё в полной силе его таланта; он умер в Антверпене 30 мая 1640 г.

  • Удивительная картина «Поклонение волхвов» (№ 536),
  • «Богоматерь с младенцем-Христом» (около 1615 г., № 538), тот же сюжет (около 1615—18 гг., № 1784),
  • «Богоматерь, вручающая четки св. Доминику и другим святым» (около 1630—32 гг., № 540),
  • «Спаситель в гостях у Симона-Фарисея» (между 1615—20 гг., № 543),
  • «Тайная вечеря» (эскиз 1632 г., № 544),
  • «Христос перед Пилатом» (эскиз, № 545),
  • «Снятие со Креста» (1613—14 гг., № 546),
  • «Небесное венчание Пресвятой Девы» (№ 547),
  • «Венера и Адонис» (около 1615 г., № 549),
  • «Персей и Андромеда» (написана около 1612—15 гг., № 552),
  • «Борьба кентавров с лапифами» (эскиз, № 553),
  • «Союз Земли с Водой» (№ 554),
  • «Возвращение римского полководца из похода» (№ 556),
  • портреты короля Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской (1628—29 г., №№ 559—560),
  • «Слава и апофеоз Якова I» (2 эскиза для уайтхолльских плафонов, №№ 572 и 573),
  • портрет Карла де-Лонгваля (№ 574), Изабеллы Брант (№ 575), Сусанны Фоурман и её дочери Катарины (№ 635),
  • несколько портретов неизвестных лиц (№№ 578, 579, 582, 583, 586, 588),
  • два изображения францисканских монахов (№ 590),
  • «Пастушеская сцена» (около 1635—37 гг., № 591),
  • «Статуя Цереры» (№ 593) и
  • «Отцелюбие римлянки» (№ 1785).

Роль в европейской живописи

В истории искусства Рубенс является величайшим из представителей не только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII столетия, соединявшим в своём творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть унаследовано им от его предшественников. Изучая в первую половину своей жизни образцовые произведения первоклассных итальянских мастеров эпохи Возрождения, он брал от каждого из них и навсегда усвоил себе приёмы и качества, достойные подражания: от Тициана и П. Веронезе заимствовал блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как бы целые симфонии красок; от Микеланджело G. van Hasselt, «Histoire de P. R.» (Брюссель, 1840).

Майкл Джексон

1958-2009 Полное имя: Майкл Джозеф Джексон Родился: 29 августа 1958 года в городе Гэри, штат Индиана, США Известен как “король поп-музыки” Хиты: I Want You Back, Don’t Stop Til You Get Enough, Billie Jean, Bad, Black or White, Earth Song 1969 год – контракт со студией звукозаписи. Майкл – седьмой из девяти детей в семье…


Эдисон Томас Алва

Томас Алва Эдисон (англ. Thomas Alva Edison; 11 февраля 1847 — 18 октября 1931) — всемирно известный американский изобретатель. Эдисон получил в США 1908 патентов и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, создал безопасную электрическую лампочку накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Именно он предложил «Алло»….


Эйлер Леонард

Леонард Эйлер (нем. Leonhard Euler; 4 (15 апреля) 1707, Базель — 7 (18 сентября) 1783, Санкт-Петербург) — выдающийся математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Эйлер — самый продуктивный математик в истории, автор более чем 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям,…


Эйнштейн Альберт

Альберт Эйнштейн (нем. Albert Einstein см. немецкое произношение имени (info)), (14 марта 1879 — 18 апреля 1955) — физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности; лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года; его имя прочно ассоциируется с гениальностью и силой человеческого мышления. Иностранный член-корреспондент РАН (1922), иностранный почётный член…


Энгельс Фридрих

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels; 28 ноября 1820, Бармен, ныне район Вупперталя — 5 августа 1895, Лондон) — один из основоположников марксизма, друг и соратник Карла Маркса. Биография Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец, Фридрих Энгельс, сторонник пиетизма, стремился дать детям религиозное воспитание. До 14 лет Энгельс…