Всё о знаменитостях
— Биографии
— Достижения
— Фотографии
sonkol.ru
Все о великих людях истории Премии по медицине и физиологии Премии по физике Премии по химии
 

Сперри Роджер Уолкотт

Сперри Роджер УолкоттРод. 20 августа 1913 г. Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1981 г. совместно с Дэвидом Хьюбелом и Торстеном Визелом

Американский невролог Роджер Уолкотт Сперри родился в Хартфорде (штат Коннектикут), в семье Фрэнсиса Бушнела Сперри, банкира, и Флоренс Сперри (Крамер). Когда Роджеру было 11 лет, его отец умер, а мать, пройдя профессиональную подготовку, стала работать заместителем директора местной средней школы. Роджер учился сначала в государственной школе Элмвуда (пригород Хартфорда), а затем в средней школе в Уэст-Хартфорде. По окончании школы С. поступил в Оберлин-колледж (штат Огайо) и в 1935 г. получил степень бакалавра по английскому языку. Затем он продолжил обучение в Оберлин-коллежде и в 1937 г. защитил магистерскую диссертацию по психологии.

В течение еще одного года С. изучал в Оберлин-колледже зоологию, а затем поступил в Чикагский университет, где продолжил изучение зоологии под руководством Пола Вейсса. В исследованиях, посвященных организации нервной системы, он показал, что синапсы (структуры, обеспечивающие передачу импульсов между нервными клетками) функционируют с помощью химического взаимодействия. В 1941 г. он получил докторскую степень в Чикагском университете.

В течение следующих 5 лет С. работал научным сотрудником в Гарвардском университете и, совместно с Карлом Лэшли, в Йерксской лаборатории биологии приматов во Флориде (в то время эта лаборатория находилась в ведении Гарвардского университета). В этой лаборатории С. продолжал свои исследования по изучению животных с оперированным головным мозгом – т.е. таких животных, у которых были хирургически пересечены пути, соединяющие левую и правую половины головного мозга (большие полушария). Эти пути идут в составе передней спайки и мозолистого тела, а операция по их перерезке называется комиссуротомией.

В 1946 г. Сперри вернулся в Чикагский университет в должности ассистент-профессора анатомии; в 1952 г. он был назначен адъюнкт-профессором психологии. Здесь он продолжал изучать влияние комиссуротомии на деятельность головного мозга у животных, и эта работа привела к существенному прогрессу в понимании познавательных процессов. Исследования С. во многом помогли объяснить, каковы церебральные механизмы памяти, речи и восприятия пространственных взаимоотношений. Вместе со своим коллегой Рональдом Меерсом он обнаружил, что после комиссуротомии «каждое из разъединенных полушарий вело себя таким образом, как если бы оно не осознавало, какие познавательные процессы происходят во втором полушарии». Эти опыты показали, что нервные связи между полушариями играют важнейшую роль для целостного чувственного восприятия у экспериментальных животных. До опытов С. считалось, что эти нервные связи не играют какой-либо важной роли в деятельности головного мозга.

В 1954 г. Сперри получил должность профессора психобиологии в Калифорнийском технологическом институте (в Пасадене). Продолжая свои работы по изучению расщепленного мозга, С. в 1961 г. начал сотрудничать с Джозефом Богеном и Филипом Вогелем, нейрохирургами из медицинского центра имени Уайта в Лос-Анджелесе. Боген и Вогель осуществляли у больных с неизлечимой эпилепсией комиссуротомию, для того чтобы препятствовать распространению судорожной активности с одного полушария на другое. С. со своими коллегами подвергал таких больных психологическому тестированию спустя некоторое время после операции. Данные, которые они при этом получили, внесли существенный вклад в современное понимание специализированных функций левого и правого полушарий мозга. Кроме того, опыты С. во многом изменили подходы к изучению познавательных процессов и нашли важное применение в диагностике и лечении болезней нервной системы.

Ранее считалось, что левое полушарие является доминирующим, а кора этого полушария отвечает за более сложные познавательные функции (например, речь), чем кора правого полушария. Эта точка зрения была основана на клинических наблюдениях за больными с органическими изменениями участков левого (и, предположительно, доминирующего) полушария, при которых нарушались специфические познавательные функции. Так, при повреждениях левого полушария, затрагивающих центр речи, нарушалась речь. Поскольку у таких больных правое полушарие не брало на себя функцию поврежденных центров речи в левом полушарии, то считалось, что правое полушарие менее развито. Однако С. со своими коллегами обнаружил, что правое полушарие также выполняет познавательные функции. С. со своими сотрудниками разработал новый способ тестирования, позволяющий оценить познавательные функции обоих полушарий независимо друг от друга. Для этого на короткое время предъявлялись изображения, которые воспринимались поочередно правым и левым полями зрения. Поскольку же зрительные нервы в головном мозге частично перекрещиваются, информация от левого поля зрения обрабатывается корой правого полушария, а от правого поля зрения – корой левого полушария. Типичный тест для больных с «раздвоенным» головным мозгом заключался в том, что изображение объекта – например, яблока – кратковременно предъявлялось для восприятия правым полем зрения; следовательно, оно поступало в кору левого полушария. Затем С. или кто-либо из его коллег просили больного назвать предъявленный предмет. В случае если информация об изображении поступала в «доминирующее полушарие», пациент всегда отвечал правильно: «Это яблоко». Если же то же самое изображение воспринималось левым полем зрения и обрабатывалось «недоминирующим» полушарием, то больные либо не могли назвать предмет, либо утверждали, что не видели никакого изображения. Однако при этом больные вполне могли выбрать из предметов разной формы именно яблоко, что свидетельствовало о том, что они правильно восприняли изображение. Таким образом, в этих опытах было показано, что кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь, а кора правого полушария контролирует выполнение невербальных функций. Иными словами, деятельность правого полушария дает возможность «узнать», что данный предмет является яблоком, однако оказывается недостаточной, чтобы человек мог выразить это словами. При дальнейшем тестировании больных с «раздвоенным» головным мозгом было показано, что правое и левое полушария выполняют различные познавательные функции.

Исследования Сперри и его сотрудников из Калифорнийского технологического института показали, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое (доминирующее) полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически. Оно прекрасно справляется с обработкой временных взаимоотношений, вербальными операциями, математическими расчетами, абстрактным мышлением и интерпретацией символических понятий. Кроме того, оно обладает высокоразвитой способностью к формированию речевых функций. Напротив, правое (недоминирующее) полушарие обрабатывает информацию интуитивно и одновременно. Оно лучше, чем левое, справляется с задачами интерпретации зрительных образов и пространственных взаимоотношений – например, распознаванием лиц. Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например, голос и интонацию) и «понимает» музыку. С. со своими коллегами показали, что оба полушария обладают способностью к сознанию и самосознанию, а также к осознанию социальных взаимоотношений.

Являясь сторонником интеракционистской психологической школы, С. принимает положение, согласно которому в регуляции деятельности головного мозга участвуют «события», вырабатываемые эндогенной (внутренней) психической активностью; подобные события формируются сознанием. В этом отношении интеракционистская школа противостоит бихевиористской, отрицающей или игнорирующей такие стороны познавательной деятельности.

В 1981 г. Сперри «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга», была присуждена половина Нобелевской премии по физиологии и медицине. Второй половины были удостоены совместно Дэвид Хью-бел и Торстен Визел. В Нобелевской лекции С. подчеркнул свои интеракционистские взгляды, сказав: «Когнитивная интроспективная психология и связанные с ней науки о познавательных функциях уже не могут более оставаться вне поля зрения экспериментаторов… Весь мир внутренних переживаний, который столь долго отвергался материалистической наукой XX в., оказался наконец признанным ею и вошел в сферу научных исследований».

В 1949 г. Сперри женился на Норме Гей Дьюпри. В семье у них двое детей – сын и дочь. Во время отдыха С. любит пожить на природе, вдали от цивилизации. Среди его увлечений – занятия скульптурой, рисованием, керамикой, народными танцами и палеонтологией. Кроме того, он занимается тем, что он называет «человеческими проблемами», будучи твердо убежден в том, что наука уже не может более входить в противоречие с основными человеческими ценностями.

Среди других наград Сперри – медаль Говарда Кросби Уоррена Американского общества психологов-экспериментаторов (1969), премия за выдающийся научный вклад Американской психологической ассоциации (1971), награда Уильяма Томсона Уэйкмана Национального параплегического фонда (1972), премия Карла Спенсера Лэшли Американского философского общества (1976), премия Альберта Ласкера за фундаментальные медицинские исследования (1979) и премия Ральфа Джерарда за выдающийся вклад в нейронауку Нейронаучного общества (1979). Он обладает почетными степенями Кембриджского университета, Оберлин-колледжа, Чикагского университета, Кенион-колледжа и Рокфеллеровского университета. С. является членом американской Национальной академии наук, Американской академии наук и искусств, Американского философского общества, Лондонского королевского общества и Папской академии.

www.library.by

Эйлер Ульф Сванте фон

7 февраля 1905 г. – 18 марта 1983 г. Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1970 г. совместно с Джулиусом Аксельродом и Бернардом Кацем Шведский физиолог Ульф Сванте фон Эйлер родился в Стокгольме. Он был вторым сыном в семье. Его отец Ханс фон Эйлер-Хельпин был биохимиком, а мать, Астрид Клеве, – ботаником. Получив школьное образование…


Эйнтховен Биллем

21 мая 1860 г. – 28 сентября 1927 г. Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1924 г. Нидерландский физиолог Биллем Эйнтховен родился в Семаранге на острове Ява (Нидерландская Восточная Индия, в настоящее время – Индонезия), в семье врача Иакова Эйнтховена и Луизы Эйнтховен (де Вогель). Биллем был третьим из шестерых детей в семье. Когда мальчику…


Эклс Джон Кэрью

Род. 27 января 1903 г. Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1963 г. совместно с Аланом Ходжкином и Андру Хаксли Австралийский физиолог Джон Кэрью Эклс родился в Мельбурне. Его мать, Мери Эклс (Кэрью), и отец, Уильям Джеймс Эклс, были учителями. Джон был старшим из двух детей в семье. В течение трех лет он учился в…


Эндерс Джон Фрэнклин

10 февраля 1897 г. – 8 сентября 1985 г. Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1954 г. совместно с Фредериком Ч. Роббинсом и Томасом Х. Уэллером Американский бактериолог Джон Фрэнклин Эндерс родился в Уэст-Хартфорде (штат Коннектикут), в семье банкира Джона Острема Эндерса и Хэриет Эндерс (Уитмор). Закончив престижную школу св. Павла в Нью-Гэмпшире, Джон в…


Эрлангер Джозеф

5 января 1874 г. – 5 декабря 1965 г. Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1944 г. совместно с Гербертом С. Гассером Американский физиолог Джозеф Эрлангер родился в Сан-Франциско (штат Калифорния), где жил его отец Герман Эрлангер после эмиграции из Вюртемберга (Германия) в 1842 г. Когда в 1849 г. началась «золотая лихорадка», Эрлангер-старший отплыл на…