Всё о знаменитостях
— Биографии
— Достижения
— Фотографии
sonkol.ru
Все о великих людях истории Премии по медицине и физиологии Премии по физике Премии по химии
 

Биография

Пол МуниПол Муни (англ. Paul Muni, 22 сентября 1895 — 25 августа 1967), урождённый Мешилем Мейер Вайзенфройнд (Meshilem Meier Weisenfreund) — известный голливудский кино- и театральный актёр 30-х — 40-х годов.

Лауреат премии «Оскар» (1937). Наиболее известные работы актёра — главные роли в фильмах-биографиях «Повесть о Луи Пастере» (1935), «Жизнь Эмиля Золя» (1937) и «Хуарес» (1939).

Актёр родился 22 сентября 1895 года в Лемберге, Австро-Венгрия, (в настоящее время — Львов, Украина) в семье Натана и Салли Вайзенфрейнд — актёров еврейского театра на идише. В 1900 году его родители переехали в Лондон, а через два года эмигрировали в Америку, где сначала жили в Кливленде, а затем в 1908 году обосновались в Чикаго. Муни дебютировал на сцене еврейского театра в 1907 году в возрасте двенадцати лет, сыграв 80-летнего старика в пьесе «Два трупа на завтрак». В то время он был известен под своим уменьшительным именем Муни Вайзенфрaйнд. Вскоре им заинтересовался Морис Шварц, директор Еврейского художественного театра (Yiddish Art Theater) на Второй авеню Манхеттена, и подписал с юным актёром контракт. В 1921 году Муни женился на еврейской театральной актрисе Белле Финкель, сестре бродвейского режиссёра Эйба Финкеля и дочери антрепренёра Мориса Финкеля, и прожил с ней в браке до конца жизни.

В 1926 году Муни дебютировал на Бродвее в постановке «Мы — американцы». В 1929 году, когда актёру было уже тридцать четыре года, кинокомпания Fox Studios предложила ему контракт, и в том же году Муни снялся в двух фильмах — драме «Храбрец» и мелодраме «Семь лиц». Несмотря на то, что за роль в «Храбреце» он получил номинацию на премию «Оскар», киноиндустрия разочаровала Муни, и он вернулся на сцену театра.

Только в 1932 году Муни вновь появился на киноэкране. В паре с Энн Дворак он снялся в фильме-нуар «Лицо со шрамом», а затем в криминальном фильме «Я — беглый каторжник», за который снова был номинирован на «Оскар». После этого на одаренного актёра обратили внимание продюсеры из Warner Bros. и подписали с Муни долгосрочный контракт, по условиям которого актёр имел право принимать сценарии по своему усмотрению и получал по 50 тысяч долларов за фильм.

После драмы 1933 года «Мир меняется» и комедии 1934 года «Привет, Нелли!» кинокарьера Муни стала развиваться быстрыми темпами.

В 1935 году вышло сразу четыре фильма с его участием — фильм-нуар «Город на границе» (в этом фильме он играл дуэтом с Бетт Дэвис), криминальные драмы «Чёрная ярость» и «Доктор Сократ» и фильм-биография Уильяма Дитерли «Повесть о Луи Пастере», где Муни исполнил роль прославленного французского микробиолога и химика Луи Пастера и был удостоен за её блестящее исполнение премии «Оскар» и награды Венецианского кинофестиваля.

В 1937 году Муни был вновь номинирован на «Оскар» — на этот раз за исполнение роли французского писателя-классика Эмиля Золя в картине «Жизнь Эмиля Золя». В 1939 году вышла ещё одна картина-биография с участием Муни — мелодрама «Хуарес» о жизни мексиканского национального героя Бенито Хуареса, где в паре с актёром снова играла Бетт Дэвис.

Эксцентрическая натура Помимо таланта актёр был известен своими эксцентрическими привычками. Между дублями Муни играл на скрипке, чтобы успокоить нервы, и панически боялся одежды красного цвета. Он был очень стеснительным по характеру и кроме того настороженно относился к незнакомым людям, в разговоре с которыми предпочитал молчать или обходиться несколькими короткими фразами. Муни высоко ценил мнение жены…


1959 — Последний рассерженный человек / The Last Angry Man — Доктор Сэм Абельман 1952 — Незнакомец на прогулке / Imbarco a mezzanotte — Незнакомец с пистолетом 1946 — Ангел на моём плече / Angel on My Shoulder  Эдди Кэгл / Судья Фредерик Паркер 1945 — Контратака / Counter-Attack — Алексей Кульков 1945 — Песня на память /…