Всё о знаменитостях
— Биографии
— Достижения
— Фотографии
sonkol.ru
 
1 2 3 4

Все о великих людях истории

Люлли Жан Батист

Жан Батист Люлли (фр. Lully, Джованни Баттиста Лулли, итал. Giovanni-Baptista Lylli или Lulli; 28 ноября, 1632, Флоренция — 22 марта, 1687, Париж) — французский композитор, скрипач, танцор, дирижёр и педагог итальянского происхождения; советник и секретарь Короля, Королевского дома и Короны Франции; сюр-интендант музыки Его Величества.

Биография

Родился в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Люлли (итал. Lulli) и Катерины дель Серо, при крещении назван Джованни Баттиста. Он рано научился играть на гитаре и на скрипке, разыгрывал комические интермедии и превосходно танцевал. Его первый учитель музыки был францисканский монах.

Впервые Люлли приезжает во Францию в марте 1646 г. в свите Роже Лотарингского, шевалье де Гиз в качестве слуги племянницы герцога, мадмуазель де Монпасье, которой нужен был кто-то, чтобы практиковать итальянский язык. Он быстро завоевал доверие хозяев и был поставлен к м-ль де Монпасье пажом.

В 1653 г. терпит поражение Фронда против Людовика XIV, одним из лидеров которой была м-ль де Монпасье. Её ожидает ссылка в замок Сен-Фаржо. Люлли просит освободить его от должности и возвращается в Париж.

Спустя три месяца он танцует в «Балете Ночи» Исаака Бенсерада при дворе юного Людовика XIV. Люлли произвел благоприятное впечатление на короля, и спустя несколько месяцев Джованни Баттиста заменил итальянца Ладзарини в должности "композитор инструментальной музыки короля".

Люлли начинает службу при дворе короля, сочиняя музыку к придворным балетам и танцуя в них вместе с королём. Изначально, он отвечает только за инструментальную музыку, но достаточно быстро он берёт в свои руки всю работу над балетами. Среди них - «Балет о Времени», «Балет Времен года», «Балет Альцидианы» и другие.

В 1655 г. Люлли организовывает ансамбль «Малые скрипки короля» (фр. «Des Petits Violons»).

Влияние Люлли при дворе постоянно растёт. В 1661 г. он получает французское гражданство (при этом изменяет в своей биографии статус отца, повысив его до флорентийского дворянина, и фамилию с итальянской Lulli на французскую Lully.) и должность «композитор камерной музыки короля». Наконец, в 1662 г. Люлли женится на Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламбера. Их свадебный контракт подписан Людовиком XIV и его матерью Анной Австрийской.

В 1658 г. в Париже дебютирует Мольер. В 1663 г. Людовик XIV назначает ему пенсию в 1000 ливров, как "превосходному комическому поэту" и заказывает пьесу, где он сам будет танцевать. Мольер сочиняет комедию-балет «Брак поневоле». Под его руководством работают хореограф Бошан и Люлли. С этой постановки начинается многолетнее сотрудничество Люлли и Мольера. Вместе они сочинили «Брак поневоле» (1664), «Принцесса Элидская» (1664), «Любовь-целительница» (1665), «Жорж Данден» (1668), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Великолепные любовники» (1670), «Психея» (1671, в сотрудничестве с Корнелем). 14 октября 1670 г. в замке Шамбор состоялась премьера их лучшей совместной комедии-балета «Мещанин во дворянстве», а 28 ноября спектакль был показан в театре Пале-Рояль с Мольером в роли Журдена и Люлли в роли Муфтия.

3 марта 1671 г. в Париже состоялась премьера первой французской оперы «Помона», написанной Пьером Перреном и Робером Камбером. Это даже была не опера, а, скорее, пастораль, но она имела фантастический успех у зрителей, выдержав в Академии оперы, на которую у Перрена был 15-летняя привилегия короля, 146 (!) представлений. Несмотря на это, Перрен разорился, и был посажен в тюрьму. Люлли очень тонко почувствовал настроения публики и, что важнее, короля. Он бросает Мольера и в 1672 г. выкупает у Перрена привилегию и, получив у короля ряд специальных патентов, получает полную власть над французской оперной сценой. Тем самым, он убрал с пути всех конкурентов (однако вопреки общепринятому мнению, поддержаному М.А.Булгаковым в романе «Жизнь господина де Мольера», Люлли сделал для театра Мольера исключение, дав ему патент на использование в своих спектаклях большого оркестра).

Первой трагедией, положенной на музыку стала трагедия «Кадм и Гермиона», написанная на стихи Филиппа Кино. Сюжет был выбран королём. Премьера оперы состоялась 27 апреля 1673] г. в Пале-Рояль, после смерти Мольера отданной Люлли. Главной особенностью его опер стала особая выразительность мелодий: сочиняя их, Люлли ходит смотреть игру великих трагических актеров. Он записывает в нотах их драматическую декламацию и, затем, воспроизводит её в своих сочинениях. Он сам подбирает себе музыкантов и актеров, сам воспитывает их. Он сам репетирует свои оперы и сам дирижирует ими со скрипкой в руках. Всего он сочинил и поставил в театре 13 трагедий в музыке: «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изис» (1677), «Психея» (1678, оперная версия комедии-балета 1671 г.), «Беллерофон» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685) и «Армида» (1687). Опера «Ахилл и Поликсена» (1687) на стихи Жана Гальбера де Кампистрона уже после смерти Люлли была закончена Паскалем Колласом.

15 февраля 1686 г. в Пале-Рояль была впервые исполнена последняя и лучшая опера Люлли «Армида», написанная на сюжет Т.Тассо. Стихи к трагедии сочинил Ф.Кино, декорации выполнил Берэн. В главных ролях выступили м-ль Лерошуа в заглавной роли, м-ль Моро (Сидони), м-ль Дематэн (Фенис), тенор Дюмениль (Рено), бас Дюн (Идрао). На премьере присутствовал великий дофин, но король не приехал. После тайного венчания с м-м де Ментенон жизнь короля стала более сдержанной, пуританской, и кампаньон юношеских безумных похождений, Люлли, стал не нужен.

8 января 1687 г. Люлли, выступая в честь выздоровления короля после операции, в избытке энтузиазма поражает палец ноги наконечником трости, которую он использует, чтобы отбивать такт. Рана развилась в нарыв и началась гангрена.

Композитор умер 22 марта 1687 г. в возрасте 55 лет.

Творчество

В своих музыкально-драматических произведениях, носивших название «tragédie mise en musique», он стремился усилить музыкой драматические эффекты и придать верность декламации, драматическое значение — хору. Благодаря блеску сценической обстановки, эффектности балета, драматическим достоинствам либретто в связи с удачной музыкальной иллюстрацией оперы Л. пользовались большой славой и продержались на сцене около 100 лет. Женские роли в операх при Л. впервые стали исполняться женщинами, литавры введены в оркестр, увертюра, в отличие от итальянской (allegro, adagio, allegro), получила форму grave, allegro, grave. Всех опер Л. написал 17. Из них наиболее замечательны: «Alceste», «Thésée», «Psyché», «Orphée», «Atys», «Bellérophon», «Armide», «Phaéton». Кроме того, Л. написал массу симфоний, трио, арий для скрипки, дивертисментов, увертюр, месс. Либретто для Л. писали Кино (Quinauit), Кампистрон и даже Корнель («Psyché», «Bellérophon»). См. Français Le Prévost d’Exmes, «Lulli musicien» (1779).